ISSN 2409-7616

Федосеева И.А., Бондаренко В.С., Николаева Е.Н.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ КУРСАНТОВ МИХАЙЛОВСКОЙ ВОЕННОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ АКАДЕМИИ

УДК 37.03    

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.3.17

Федосеева И.А.1 (Санкт-Петербург, Россия) — fedoseevairina60@gmail.com, Бондаренко В.С.2 (Новосибирск, Россия) — v.s.bondarenko@inbox.ru, Николаева Е.Н.3 (Санкт-Петербург, Россия) — kailamil17289@mail.ru

1Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии РФ

2Новосибирский государственный педагогический университет

3Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I

Аннотация. В статье рассматриваются различные теоретические подходы к определению понятия «коммуникативные умения» с точки зрения психологии и педагогики. Исходя из требований и специфики военного высшего образования и военной профессии в целом, обосновывается необходимость формирования коммуникативных умений у будущих военных специалистов. Анализ современных исследований показал наличие проблем и низкий уровень коммуникативных умений как у курсантов, так и у старших по званию, что впоследствии послужило основой для проведения эмпирического исследования коммуникативных умений на базе Михайловской военной артиллерийской академии, участниками которого стали 70 курсантов 3 курса обучения. Результаты исследования, проведенного с использованием теста коммуникативных умений Л. Михельсона, показали распределение типов реагирования на различные коммуникативные ситуации, преобладающим из которых стал агрессивный. Опираясь на специфику военного учебного заведения, можно предположить, что данный доминирующий тип реагирования является одним из профессионально важных качеств, необходимых для продвижения по карьерной лестнице, сохранения собственной индивидуальности в условиях жизни по уставу, а также одним из условий грамотного распределения времени вследствие быстрого прекращения ненужных разговоров. Несмотря на то, что преобладающий в данной выборке агрессивный тип реагирования мы интерпретируем в основном как положительное качество, необходимо развивать и повышать у курсантов такие составляющие коммуникативных умений, как эмпатия, помощь не только близким, но и окружающим, а также необходимы навыки адекватной оценки и реагирования на отрицательные высказывания.

Ключевые слова: коммуникативные умения, курсанты, военная социализация, типы реагирования, межличностные отношения, личность.

Список источников:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2018. — 360 с. ISBN 978-5-7567-0273-3
  2. Андреенкова А.В. Цифровизация социальных контактов среди студенческой молодежи в России во время пандемии коронавируса // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 6 (160). С. 403-426. EDN: OKHUXS DOI: 10.14515/monitoring.2020.6.1749
  3. Бондаренко А.С. Роль коммуникативной компетентности курсантов в адаптации к профессиональной деятельности // Личность курсанта: психологические особенности бытия // Материалы ХI Всерос. науч.-практ. конф. (с иностранным участием). — Краснодар: Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова МО РФ, 2021. С. 15-21. EDN: HUOGYC  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47462256 
  4. Боровицкий А.М. Коммуникативная культура курсанта военного института внутренних войск МВД России как психолого-педагогический феномен // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 2(45). С. 77-79. EDN: SCQQGV URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21507093
  5. Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: книга для учителя. — М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  6. Кузнецова Д.А. Коммуникативные умения курсантов и их роль в контексте профессионального становления // Уголовно-исполнительная система: реалии и перспективы развития. — Псков: Псковский филиал Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2019. С. 145-149. EDN: YPVGVF URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41342508
  7. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания: учеб. пособие / А.В. Мудрик. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 320 с. ISBN 5-93134-141-2
  8. Никифоров И.Г. Исследование стресс-факторов, провоцирующих возникновение конфликтов у курсантов и офицеров военного вуза // Вестник Воронежского государственного университета. 2019. №.3. С. 51-55. EDN: JQBJAF URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39239922
  9. Петровская Л.А. Общение-компетентность-тренинг: Избранные труды. — М.: Смысл, 2007. — 691 с. ISBN 978-5-89357-245-2
  10. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. — СПб.: Речь, 2008. — 208 с.ISBN 5-9268-0117-6
  11. Федосеева И.А. Теоретические подходы к построению стратегии развития высшего образования // Социальная педагогика.2015. № 1. С. 72-74. EDN: TWMOJX URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23602025
  12.  Федосеева И.А. Перевозкина Ю.М., Сивак А.Н. Предикторы субъективного благополучия курсантов в образовательном процессе высшего командного училища // Перспективы науки и образования.2019. № 2(38). С. 385-398. EDN: MMYVFP URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38169088
  13. Шабанов Л.В. Разрешение межличностных конфликтов посредством переговоров и повышения коммуникативной и организационной компетентности у курсантов и военнослужащих национальной гвардии Российской Федерации // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2018. №. 2. С. 73-77. EDN: XWPQDJ URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35449958
  14. Хамидова И.В. Коммуникативная толерантность как психологическое качество, обеспечивающее способность курсанта к конструктивному взаимодействию // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. №. 3(169). С. 446-449. EDN: NUJLNI URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37219152
  15. Ширшов В.Д. Педагогическая коммуникация: теория, опыт, проблемы. — Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 1994. — 128 с. EDN: ZFCBPN URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37419439
  16. Яковлева Н.Н. Педагогические условия развития коммуникативных умений учащихся 4-5-х классов: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.Н. Яковлева. — СПб.: Санкт-Петербургская Академия последипломного образования, 2005. — 24 с.
  17. Watson D., Tregaskis O., Gedikli C. Well-being through learning: a systematic review of learning interventions in the workplace and their impact on well-being // European Journal of Work and Organizational Psychology. 2018. Vol. 27, Issue 2. P. 247-268. DOI: 10.1080/1359432X.2018.1435529
  18. Wells K. Marching to be somebody: a governmentality analysis of online cadet recruitment // Children’s Geographies. 2014. Vol. 12, Issue 3. P. 339-353. DOI: 10.1080/14733285.2014.922680

Библиографическая ссылка:

Федосеева И.А., Бондаренко В.С., Николаева Е.Н. Результаты исследования коммуникативных умений курсантов Михайловской военной артиллерийской академии // ЦИТИСЭ. 2022. № 3. С.193-202. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.3.17