ISSN 2409-7616

Хисматулина Н.В., Пугачева С.А., Малкова Т.В.

РАЗРАБОТКА И УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОГРАФИКИ КАК ОСОБОГО ФОРМАТА ВИЗУАЛЬНОЙ ДИДАКТИКИ

УДК 378.16

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.3.13

Хисматулина Н.В.1 (Санкт-Петербург, Россия) — khisnatalya@yandex.ru, Пугачева С.А.1 (Санкт-Петербург, Россия) — pugacheva.7575@mail.ru, Малкова Т.В.1 (Санкт-Петербург, Россия) — tatyanamalkova@gmail.com

1Санкт–Петербургский университет МВД России

Аннотация. В статье поднимается вопрос о необходимости модернизации традиционно применяемых в образовательных организациях высшего образования учебных материалов, поскольку классическая дидактика на сегодняшний день перестает удовлетворять запросы как современной целевой аудитории с развитым клиповым мышлением и когнитивными способностями на основе мозаичной картины мира, так и самих преподавателей, находящихся в постоянном активном поиске эффективных методов обучения. Одним из таких методов видится применение инфографики, выстроенной на основе интеграции информации и дизайна, способной конвертировать большой массив данных, сложные вербальные смысли в упрощенные графические элементы, выстроенные в строго продуманной логике законченной идеи. Основная часть статьи посвящения анализу сущности концепта инфографики, ее отличию от привычных наглядных материалов. Авторами сделан акцент на необходимости развития визуальной грамотности для корректной и адекватной работы с инфографическими материалами, особенно в условиях образовательной среды. В ходе исследования был выявлен недостаточный уровень осведомленности современных преподавателей-практиков не только о преимуществах использования инфографики в учебных целях, но даже о существования подобного формата визуализации. В связи с полученными результатами авторами разработаны и обобщены требования к разработчикам учебной инфографики, а также требования к сути, содержанию и дизайну самих инфографических материалов. В конце делается вывод о том, что на сегодняшний день назрела необходимость в разработке обучающих курсов для преподавателей по созданию инфографической дидактики.

Ключевые слова: визуальная грамотность, визуализация учебной информации, инфографика, дидактические материалы, учебно-методические материалы, эффективное обучение.

Список источников:

  1. Aisami S.R. Learning styles and visual literacy for learning and performance //  Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 176. P. 538-545. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.01.508
  2. Castelyn J., Mottart A. Presenting material via graphic organizers in science classes in secondary education // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 69. P. 458-466. DOI: 10.1016/j.sbspro.2012.11.434
  3. Davis M., Quinn D. Visualizing Text: The new literacy of infographics // Reading Today. 2014. Vol. 31. No. 3. P. 16-18.
  4. Dick M. Interactive infographics and news values // Digital Journalism. 2013. no. 2(4). P. 490-506. DOI: 10.1080/21670811.2013.841368
  5. Duchak O. Visual literacy in educational practice // Czech-Polish Historical and Pedagogical Journal. 2014. Vol. 6.No. 2, P. 41–48. DOI: 10.2478/cphpj-2014-0017
  6. Dunlap C.J., Lowenthal R.P. Getting graphic about infographics: Design lessons learned from popular infographics // Journal of Visual Literacy. 2016. Vol. 35. No. 1. P. 42-59. DOI: 10.1080/1051144X.2016.1205832
  7. Estrada R.C.F., Davis S.L. Improving visual communication of science through the incorporation of graphic design theories and practices into science communication // Science Communication. 2015. Vol. 37. No. 1. P. 140-148. DOI: 10.1177/1075547014562914
  8. Hattwig D., Bussert K., Medaille A., Burgess J. Visual literacy standards in higher education: New opportunities for libraries and student learning // Portal: Libraries and the Academy. 2013. Vol. 13. No. 1. P. 61–89. DOI: 10.1353/pla.2013.0008
  9. Krum R. Cool infographics: Effective communication with data visualization and design. — Indianapolis, IN: John Wiley & Sons, Inc, 2013. — 381 р.
  10. Lankow J., Ritchie J., Crooks R. Infographics the power of visual storytelling. — Hoboken NJ, United States: John Wiley & Sons, Inc., 1st edition. 2012,  — 357 р.
  11. Li Z., Carberry S., Fang H., A Novel Methodology for Retrieving Infographics Utilizing Structure and Message Content // Data & Knowledge Engineering.2015. No. 100. P. 61-67. DOI: 10.1016/j.datak.2015.05.005.
  12. Locoro A., Cabitza F., Actis-Grosso R. Static and Interactive Infographics in Daily Tasks: A Value-in-Use and Quality of Interaction User Study // Computers in Human Behavior. 2017. Vol. 71. P. 240-257. DOI: 10.1016/j.chb.2017.01.032
  13. Lundy A.D., Stephens A.E. Beyond the literal: Teaching visual literacy in the 21st century classroom // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 174. P. 1057-1060. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.01.794
  14. Palmer S.M., Matthews T. Learning to see the infinite: Measuring visual literacy skills in a 1st-year seminar course // Journal of the Scholarship of Teaching and Learning. 2015. Vol. 15, No. 1. P. 1-9. DOI: 10.14434/josotl.v15i1.13089
  15. Tuncali E. The Infographics which are designed for environmental issues // New Trends and Issues Proceedings on Humanities and Social Sciences. 2016. Vol. 2. no. 1. P. 14-19. DOI: 10.18844/gjhss.v2i1.272
  16. Yeh H., Cheng Y. The influence of the instruction of visual design principles on improving pre-service teachers’ visual literacy // Computers and Education. 2010. Vol. 54. Issue 1. P. 244-252. DOI: 10.1016/j.compedu.2009.08.008

Библиографическая ссылка:

Хисматулина Н.В., Пугачева С.А., Малкова Т.В. Разработка и условия применения инфографики как особого формата визуальной дидактики // ЦИТИСЭ. 2022. № 3. С.152-160. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.3.13