ISSN 2409-7616

Кушаков М.Н.

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА ИННОВАЦИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ПОСТКОВИДНОЙ ЭКОНОМИКЕ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.47

УДК 358.48

Кушаков М.Н.1 (Донецк, Донецкая Народная Республика) — E-mail: obrazovanie257@gmail.com

1Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Аннотация. Во введении рассмотрены роль формирования профессионально компетентного преподавательского состава на рынке образовательных услуг и развития сферы образования в условиях интеграции в образовательное пространство Российской Федерации. Отмечено, что успешность цивилизованного решения проблем во многом зависит от профессионализма педагогов, в том числе и от их методической компетентности. Маркетинг образовательных услуг является перспективной сферой экономики ДНР. Образовательный маркетинг стремится к удовлетворению данных потребностей с точки зрения экономики, общегуманистических ценностей и личностного развития. Требуют изучения разработка и реализация маркетинговой стратегии вузов с учетом моделей их развития на основе отечественного и зарубежного опыта формирования моделей развития вузов и необходимо отметить роль стратегического подхода к маркетинговой деятельности вуза. Определено, что для обеспечения баланса рынка труда и рынка образовательных услуг необходимо внедрять стратегическое планирование подготовки выпускников с высшим образованием. Для реализации предложенных стратегических приоритетов предлагается использовать ряд этапов: этап планирования; основной (организационный этап); апробационный этап; завершающий этап. В статье представлена сравнительная характеристика этапов баланса рынка труда и рынка образовательных услуг по затраченному времени и подробная характеристика каждого этапа стратегического планирования для обеспечения баланса рынка труда и рынка образовательных услуг. Проанализирован уровень безработицы и занятости в зависимости от уровня образования населения в процентах за 2021 г. и структурировано занятое население по уровню образования за 2015-2021 гг. в ДНР. За 2015-2021 гг. прослеживается четкая тенденция к росту исследуемых показателей. Наибольший удельный вес структуре занятых занимают лица со средним профессиональным образованием по программам подготовки специалистов среднего звена. В качестве положительной тенденции отметим постоянное снижение категории граждан ДНР, не имеющих основного общего образования. На основе полученных статистических данных спрогнозирован уровень занятости и безработицы в ближайшие годы в ДНР на основе стратегической инновационной экономико-математической модели. Таким образом, отмечено, что прогнозные значения благоприятные для развития рынка образовательных услуг и формирования стратегии развития маркетинга инноваций образовательных услуг в постковидной экономике в ДНР вплоть до 2027 г.

Ключевые слова: образовательные услуги, маркетинг инноваций, стратегия, постковидная экономика, образовательные стандарты, стратегический подход, диджитализация, маркетинговые коммуникации, стратегическое планирование, рынок труда, рынок образовательных услуг.

Литература:                                                             

  1. Архипова Н.И., Гуриева М.Т. Современные тенденции развития цифрового маркетинга // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». — 2018. — № 1(11). — С. 9–21. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36708318
  2. Беденко Н.Н., Скудалова О.В., Гусева Е.А. Маркетинговые стратегии в системе высшего образования: российский и зарубежный опыт // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. — 2022. — № 1 (57). — С. 169-178. URL: https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=32589
  3. Безносова М.И., Зеленина Т.И., Горбунова Е.С. Маркетинговые стратегии в международном образовании (на примере Удмуртского государственного университета). — Ижевск: Удмуртский университет, 2019. — 142 с. ISBN 978-5-4312-0674-0
  4. Бельских И.Е. Институциональные основы рекламы и паблик рилейшнз фирмы в современной экономике // Экономический анализ: теория и практика. — 2013. — № 36. -С. 16-24. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20279869
  5. Медведев П.Н., Малий Д.В. Использование современных инструментов цифрового маркетинга в профориентационной работе // Международный научно-исследовательский журнал. — 2022. — №4-3(118). — С. 74-82. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48415513
  6. Мироненко В.О. Стратегическое планирование, его значение и этапы // Молодой ученый. — 2017. — №12(146). — С. 331-333. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28875463
  7. Найденко И.С., Маранова В.А. Оптимизация системы продвижения компании методами цифрового маркетинга // Управление в экономических и социальных системах. — 2021. — № 2 (8). — С. 33-39.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46289659
  8. Николаева Г.Н. Стратегия маркетинга образовательных услуг // Власть и управление на востоке России. — 2012. — №1 (58). — С.39-43. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17643981
  9. Патрахина Т.Н.  Стратегическое планирование в сфере образования: от теории к практике: Монография — Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2017. — C. 20-49. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=36382760
  10. Сарсенова Э. А. Стратегии современного маркетинга в сфере образовательных услуг // Вопросы экономики и управления. — 2017. — № 1 (8). — С. 54-57. URL: https://moluch.ru/th/5/archive/51/1905/
  11. Сериков С.Г., Богдан Н.В. Стратегическое планирование в образовательной организации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. — 2014. — Т.6, №1. — С. 26-39. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21322823
  12. Тарасова Е.Е., Алтонаян А., Шеин Е.А. Маркетинговая стратегия вузов: отечественный и зарубежный опыт // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2017. — №2(63). — С. 9-27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28778971
  13. Управление качеством образования. Образование в Донецкой Народной Республике: проблемы и векторы развития // Сб. материалов V Республиканской научно-практической конференции. — Том 2/ Под ред. О. Я. Жиренкиной, Н. А. Пашковой и др. — Донецк:  Республиканская служба по контролю и надзору в сфере образования и науки, 2021. — 552 с.
  14. Ускова Т.В., Чекавинский А.Н. Закон о стратегическом планировании в Российской Федерации: достоинства и нерешенные вопросы (экспертная оценка) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз.  — 2014. — № 4(34). — С. 64. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22005461
  15. Шабалина Л.В., Биденко Т.В., Тимко М.В. О правовом обеспечении консалтинга и маркетинга как факторов инновационной деятельности в Донецкой Народной Республике // Вестник института экономических исследований. — 2020. — №4(20). — С. 122-134. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45777743

Библиографическая ссылка:

Кушаков М.Н. Стратегия развития маркетинга инноваций образовательных услуг в постковидной экономике // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 2. — С.540-551. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.47