ISSN 2409-7616

Бочарова Т.А., Кан Мин Хо

ВЗГЛЯД «СНИЗУ» НА ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.45

УДК 378.1

Бочарова Т.А.1 (Хабаровск, Россия) — E-mail: kitaal@yandex.ru, Кан Мин Хо1 (Хабаровск, Россия) — E-mail: 2021100552@pnu.edu.ru

1Тихоокеанский государственный университет

Аннотация. Процессы цифровизации и глобализации трансформируют современное образование по всему миру. Только развитая и удовлетворяющая условиям времени система образования способствует качественной подготовке квалифицированных специалистов и кадров, выступающих главным потенциалом в экономическом, политическом, технологическом, промышленном и социальном развитии любого государства. Система подготовки высококвалифицированных специалистов в нашей стране имеет целый ряд проблем, вызванных изменяющимися социально-экономическими условиями. Реорганизация системы управления государственными образовательными учреждениями с целью обеспечения их финансовой независимости от бюджетных средств сформировала предпосылки усугубления основных проблем высшего образования, к числу которых относятся коммерциализация образования, снижение его доступности и недостаточное государственное финансирование. Широкая общественность, педагогическое сообщество, ученые озабочены состоянием и перспективами развития отечественного образования. При этом в рамках проектов, реализуемых различными исследовательскими группами государственных или коммерческих структур, проблемы анализируются «сверху», т.е. учредителями или организаторами образовательной деятельности. И гораздо реже в исследования вовлекаются непосредственные субъекты образовательного процесса – обучающиеся, для которых проблемы системы образования представляют собой не просто статистику, а определяют стратегию жизни. В данной статье предпринята попытка выделить основные аспекты, формирующие перечисленные выше проблемы, с позиции обучающихся. В результате были сформулированы следующие гипотезы: проблема информационной перегрузки образовательного процесса, отсутствие учебного времени на качественную рефлексию, несовершенная трехбалльная система оценивания, низкая степень филиации между основными уровнями образования (в частности, школьным и высшим), несовершенная система аттестации, попытка унификации модели системы высшего образования по европейскому образцу, рассогласованность системы образования и рынка труда, а также повышенный спрос на высшее образование тормозят модернизацию системы высшего образования в России.

Ключевые слова: высшее образование, абитуриент, рынок труда, система оценивания, информационная перегрузка, уровни образования.

Литература:

  1. Амельченко Д.М. Взгляд «снизу»: что, с точки зрения студента, следует изменить в российской системе образования // Образование: прошлое, настоящее и будущее : Материалы II Международной научной конференции. — Краснодар: Новация, 2017. — С. 18–22. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28336567
  2. Выпускники среднего профессионального и высшего образования на российском рынке труда : информационный бюллетень / М.В. Лопатина, Л.А. Леонова, П.В. Травкин [и др.]. — М.: Высшая школа экономики, 2020. — 72 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44051571
  3. Зайниев Р.М. ЕГЭ как вступительные испытания в вузы: анализ проблемы и некоторые пути решения // Гуманитарные исследования в ХХI веке. — 2019. — № 3. — С. 4–10. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41315868
  4. Информационная перегрузка: от шока будущего к бичу настоящего / А.О. Сиротова, В.В. Кузьмин, А.Ю. Сорокин, А.С. Кондратьева // Научные труды Центрального научно-исследовательского института русского жестового языка. — М.: Центральный научно-исследовательский институт русского жестового языка, 2019. — С. 39–46. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38534726
  5. Климова Е.К., Чернышева Т.Е. Анализ актуальных проблем высшего образования в России и возможные пути решения // Международный журнал экспериментального образования. — 2017. — № 5. — С. 71–74. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29437400
  6. Литвиненко Н.В., Мендыгалиева А.К. Формирование компетентности студента-будущего педагога к реализации преемственности образования // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. — № 63-4. — С. 176–179. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37950694
  7. Меренков А.В., Шаврин В.С. Какой специалист востребован на рынке труда: мнение работодателей и студентов // Университетское управление: практика и анализ. — 2015. — № 1(95). — С. 94–103. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23223209
  8. Новоставский И.Н. Социокультурные проблемы современного отечественного образования и пути их решения // Новая наука: Проблемы и перспективы. — 2017. — № 1-2. — С. 195–197. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28099881
  9. Нуриева Л. М., Киселев Л.М. О бедном репетиторе замолвите слово (еще раз об эффективности репетиторства для подготовки к ЕГЭ) // Образование и наука. — 2018. — Т. 20, № 8. — С. 148–163. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36366633
  10. Овсянников А.А., Лакеева А.А. Рассогласованность рынка труда и системы профессиональной ориентации в России // Народонаселение. — 2019. — Т. 22, № 4. — С. 62–77. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42319521
  11. Пацукевич О.В. Массовизация высшего образования как следствие глобализации // Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования: XVIII Международная конференция памяти проф. Л.Н. Когана, Екатеринбург. — Екатеринбург: Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2015. — С. 1061–1065. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46691771&pff=1
  12. Саидов А.А. Система высшего образования в РФ: проблемы и решения // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. — 2020. — Т. 35, № 2. — С. 57–64. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44598748
  13. Федоренко О.А. Рефлексивная образовательная среда как пространство формирования направленности рефлексии в процессе социальной адаптации студентов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2017. — № 4. — С. 46–51. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30753491
  14. Чередниченко Г.А. Положение на рынке труда выпускников системы высшего и среднего профессионального образования // Вопросы образования. — 2020. — № 1. — С. 256–282. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42744444
  15. Nikulina N.N., Gordienko I.V., Belozerova I.A. Problems of Social Adaptation of Bachelor,s Degree Students of Pedagogical Field Under the Conditions of Study in Agrarian University  // International Journal of Engineering and Advanced Technology. — 2019. — Vol. 9,  No. 2. — P. 2036–2042. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43009659

Библиографическая ссылка:

Бочарова Т.А., Кан Мин Хо. Взгляд «снизу» на проблемы системы высшего образования // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 2. — С.519-527. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.45