ISSN 2409-7616

Васильева Н.В., Васильев К.В.

К ВОПРОСУ О ПЕРЕОСМЫСЛЕНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ И ПРАКТИК В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.39

УДК 378.4

Васильева Н.В.1 (Москва, Россия) — E-mail: n.vasileva@mstuca.aero, Васильев К.В.1 (Москва, Россия) — E-mail: syap@mstuca.aero

1Московский государственный технический университет гражданской авиации

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся истории вступления России в Болонский процесс, необходимости и роли этого исторического явления для развития российской системы образования, тех шагов, которые необходимо сделать институту отечественного образования по случаю её выхода из европейского соглашения. Авторы отмечают, что критика Болонской системы и призывы к её отмене звучали давно — это была такая же «вечная тема» в образовательной повестке, как недовольство ЕГЭ и отказ от него. Но, как показывала реальная практика, всерьёз это обычно не воспринималось. Данные призывы в решительные действия переросли не сразу. Авторы статьи полагают, что план отказа России от так называемой Болонской системы образования возник давно, но после изменения геополитической обстановки в связи с началом вооружённого конфликта в Украине, подобные призывы стали звучать все более активнее. Сегодня на государственном уровне решаются вопросы отказа от Болонской системы с сохранением положительного опыта, который приобрела отечественная система профессионального образования за прошедший исторический период. В результате проведенного исследования, авторы пришли к пониманию и заключению, касающегося того, что насколько важно, следовать России своим национальным интересам, выбирать свой путь развития. Думается, что и образовательная система, прежде всего, должна быть направлена служению национальным интересам страны, ее народа и безопасности.

Ключевые слова: Болонский процесс, высшее образование, профессиональное образование, двухуровневая система, бакалавр, магистр, специалитет.

Литература:

  1. Байденко В.И. Болонский процесс: в преддверии третьего десятилетия // Высшее образование в России. — 2018. — № 11. — С. 136-148. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-11-136-148
  2. Балышев А., Коннов В. Глобальная наука и национальные научные культуры // Международные процессы. — 2016. — Т. 14, № 3 (46). — С. 96-111. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30031411
  3. Бреслав А.Е. Hоль индексов цитирования в оценке научной деятельности // Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. — 2021. — № 1 (15). — С. 179-180. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47176624
  4. Воевода Е.В., Воленко О.И., О традициях в национальной научной культуре: новое лицо России или чужое отражение? // Педагогика и психология образования. — 2017. — №2. — С.80-86. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29762052 
  5. Воленко О.И., Черняева Е.В. Моделирование в обучении иностранному язы¬ку как социально-профессиональный феномен // Среднее профессиональное образование. — 2015. — №7. — С.54-59. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23885888
  6. Дадалко В., Сидоренко С., Дадалко С. О системе образования и наукометрии в условиях информационного общества // Общество и экономика. — 2021. — № 1. — С. 42-54. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44592658
  7. Гуськов А.Е. Российская наукометрия: обзор исследований // Библиосфера. — 2015. — № 3. — С. 75-86. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24100709
  8. Егорычев А.М. Тенденции и перспективы развития профессионального образования в России // Современные проблемы профессионального образования: тенденции и перспективы развития: сб. научных статей II Всеросс. научно-практич. конф. — Калуга: Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, 2022. — С. 18-23. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=48205007
  9. Егорычев А.М. Институт воспитания в информационном обществе: сохранение исторической преемственности // Педагогическое образование и наука. — 2021. — № 2. — С. 13-18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46541525
  10. Елисеев Б.П. Актуальные проблемы и задачи вузовской науки // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. — 2021. — Т.24, №2. — C. 8-24. DOI: https://doi.org/10.26467/2079-0619-2021-24-2-8-24 
  11. Кислицын К.Н. Болонский процесс как проект для Европы и для России // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2010. — № 11. — С. 1. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22844064  
  12. Маркусова В.А. Либкинд А.Н., Миндели Л.Э. Показатель альтметрики как один из индикаторов научного влияния публикации // Вестник Российской академии наук. -2018. — Т. 88, № 9. — С. 811-818. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36376366
  13. Молоткова А.О. Пространственное развитие системы высшего образования в РФ // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 459-464. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27701806
  14. Оносов А, Туманов С., Савина Н. Реформа науки и наукометрия в пространстве общественного восприятия // Сократ. Журнал современной философии. — 2016. — № 2 — С. 12-21.  
  15. Перов В.Ю. Цифровая наукометрия с точки зрения морального долженствования // Вестник Российского философского общества. — 2021. — № 1-2 (95-96). — С. 205-215. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46368257
  16. Шашкова С.Н., Кондратенко Н.А. Современные тенденции развития института образования // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. — 2021. — № 3. — С. 98-107. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46618700
  17. Ульянов А. Пора хлопнуть дверью. Почему Болонский процесс работает против России. [Электронный ресурс]. URL: https://tsargrad.tv/articles/pora-hlopnut-dverju-pochemu-bolonskij-process-rabotaet-protiv-rossii_333450 (Дата обращения: 25.03.2022)

Библиографическая ссылка:

Васильева Н.В., Васильев К.В. К вопросу о переосмыслении глобальных подходов и практик в отечественном профессиональном образовании // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 2. — С.451-460. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.39