ISSN 2409-7616

Аришина Э.С., Лешер О.В.

РАЗВИТИЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.37

УДК 378

Аришина Э.С.1 (Белорецк, Россия) — E-mail: arishina-elina@mail.ru, Лешер О.В.1 (Магнитогорск, Россия) — E-mail: vlesher@rambler.ru

1Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова

Аннотация. В статье рассматривается решение актуальной проблемы развития аксиологического потенциала студентов в цифровой образовательной среде технического вуза, отличающейся высокой теоретической и практической значимостью для подготовки выпускников в условиях модернизации и информатизации современного высшего образования. Цель статьи – раскрыть технологический аспект развития аксиологического потенциала студентов в цифровой образовательной среде технического вуза. Авторы опираются на методы анализа научной, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщения и систематизации педагогического опыта работы, в том числе организации цифровой образовательной среды технического вуза с учетом особенностей развития аксиологического потенциала студентов. В основе реализации технологии развития аксиологического потенциала студентов в цифровой образовательной среде технического вуза разработанный комплекс педагогических условий: обеспечение ценностной направленности обучения студентов технического вуза; включение студентов в профессионально-ценностную деятельность; организация профессионально-ценностного содержания цифровой образовательной среды технического вуза. Результаты исследования имеют значение для организации содержания цифровой образовательной среды технического вуза, развивающей аксиологический потенциал студентов. В статье авторы раскрывают технологию развития аксиологического потенциала студентов, дают представление о формах, методах и средствах организации цифровой образовательной среды технического вуза, обеспечивающей эффективное развитие аксиологического потенциала студентов в учебной, проектной, научно-исследовательской деятельности, уточняют процессуальные и содержательные особенности поддержания данной среды с помощью педагогического дизайна, проектной деятельности и педагогического мониторинга.

Ключевые слова: аксиологический потенциал студента, высшее образование, педагогический дизайн, проектная деятельность, педагогический мониторинг, технология, цифровая образовательная среда.

Литература:

  1. Домрачева С.А. Экспертиза проектов как инновационный метод оценивания профессиональных компетенций студентов // Преподаватель XXI век. — 2020. — № 2 (1). — С. 66-73. DOI: 10.31862/2073-9613-2020-2-66-73
  2. Егорычев А.М., Ростовская Т.К., Калимжанова Р.Л. Система образования в эпоху глобализации: необходимость управления ее процессами и тенденциями // Молодежь и молодежная политика: новые смыслы и практики. Серия «Демография. Социология. Экономика». Том 5. — № 1 / под ред. чл.-корр. РАН С.В. Рязанцева, Т.К. Ростовской, Ю.А. Зубок. — М.: Экон-информ, 2019. — 152-164. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36778704
  3. Егорычев, А.М. Образование в информационную эпоху: традиции, инновации, приоритеты // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. — 2021. — Т. 15. — С. 120-130. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45663099
  4. Егорычев А.М., Ростовская Т.К. Перспективы развития профессионального образования в условиях глобализации мирового сообщества // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 1(27). -С. 55-64. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.05
  5. Заир-Бек Е.С. Подготовка педагогов к конструированию образовательной среды методами педагогического дизайна // Письма в Эмиссия. Оффлайн. — 2018. — № 2.- С. 2581. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35534824
  6. Кирьякова, А. В. Аксиология креативности: монография / А. В. Кирьякова, В. В. Мороз.- 2-е изд., испр. и доп. — Оренбург: Университет, 2019. — 232 с. ISBN 978-5-4417-0794-7
  7. Кирьякова А.В., Гараева Е.А. Развитие информационно-коммуникативных умений преподавателя университета в условиях цифровизации образовательной среды // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2021. — № 2(230). — С. 30-38. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46530276
  8. Лешер, О. В. Развитие аксиологического потенциала студентов в информационно-образовательной среде университета / О. В. Лешер, Э. С. Аришина. -Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2021. — 155 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45646905  
  9. Ольховая Т.А., Осиянова О.М., Темкина В.Л. Субъектно-ориентированные технологии в контексте высшего профессионального образования // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2019. — №5(223). — С. 62–68. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42379957
  10. Природова О.Ф., Данилова А.А., Моргун А.Н. Структура цифровой образовательной среды: нормативно-правовые и методические аспекты // Педагогика и психология образования. — 2020. — № 1. — С. 9-30. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42841830
  11. Профессиональное образование в России: вызовы, состояние, направления развития: коллективная монография / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова, др.; под ред. А.М. Егорычева. — М.: РГСУ, 2019. — 352 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41222164
  12. Татаринцева Н.Е.  Педагогическое проектирование: история, методология, организационно-методическая система: монография / Н. Е. Татаринцева; — Ростов-на-Дону; Таганрог: Южный федеральный университет, 2019. — 150 с. ISBN 978-5-9275-3080-9
  13. Фомина С.Н., Береза Н.А., Квитковская А.А. Построение индивидуального образовательного маршрута студента как способ осознанной учебной деятельности // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2018. — Т. 17, № 3 (148). — С. 42-49. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36499780
  14. Arishina E.S. Professional and personal development of university students as an axiological resource / E. S. Arishina, O. V. Lesher, L. I. Starovoitova // SHS Web of Conferences: International Scientific and Practical Conference. — Yalta: EDPsciences, 2021. — P. 00026. DOI: https://doi.org/10.1051/shsconf/202111300026
  15. Kazikin A.V., Lesher O.V., Tulupova O.V. Development of communicative creativity in masters of technical university: methodological aspect // Modern Journal of Language Teaching Methods. — 2017. — Vol. 7, No. 9. — P. 29-40. DOI: 10.26655/mjltm.2017.9.1

Библиографическая ссылка:

Аришина Э.С., Лешер О.В. Развитие аксиологического потенциала студентов в цифровой образовательной среде технического вуза: технологический аспект // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 2. — С.426-438. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.37