ISSN 2409-7616

Полякова Л.В., Коджаспиров А.Ю.

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.34

УДК 37.043

Полякова Л.В.1 (Москва, Россия) — E-mail: Polyakova.lyudmi@mail.ru, Коджаспиров А.Ю.2 (Москва, Россия) — E-mail: teledov@list.ru

1Московский педагогический государственный университет

2Московский государственный психолого-педагогический университет

Аннотация. В статье рассмотрены основные подходы к изучению возникновения и протекания ценностно-мотивационных конфликтов личности как сложного многоаспектного явления. Регулятором активности студента как субъекта собственной жизнедеятельности и учебно-профессиональной деятельности является ценностно-мотивационная сфера. Именно её особенности определяют эффективность, продуктивность, возможности самореализации и характер взаимоотношений в учебной среде. Многообразие компонентов ценностно-мотивационной сферы способствуют возникновению внутриличностных конфликтов, которые приводят к снижению уровня учебной деятельности и качеству жизни. Ценностно-мотивационный конфликт менее изучен среди внутриличностных конфликтов. Отсутствует его чёткая дифференциация, классификация, специфика протекания и особенности воздействия на другие характеристики личности. Уровень психологической неподготовленности влияет на возникновение внутриличностных конфликтов, которые характеризуются дезинтеграцией смыслообразующих мотивов. Появлению внутриличностных конфликтов предшествуют ситуации в которых действия субъекта оказались не эффективными по преодолению противоречий. Особенности внутриличностных конфликтов зависят от типа гендерной идентичности, силы выраженности конфликта. Ценностно-мотивационной конфликт возникает если оценка важности и особенностей профессиональной сферы не совпадает с мнением субъекта о доступности этой сферы для себя или с ее реальной спецификой и особенностями. Представленные результаты исследования особенностей ценностно-мотивационных конфликтов у студентов педагогического вуза свидетельствуют о том, что для студентов педагогического вуза наиболее типичными ценностно-мотивационными конфликтами являются конфликт неадекватной самооценки, адаптационный конфликт, ролевой конфликт и конфликт нереализованного желания.

Ключевые слова: ценностно-мотивационный конфликт, внутриличностный конфликт, студенты, педагогический вуз.

Литература:

  1. Терминальные и инструментальные ценности в структуре профессионально-ценностных ориентаций студенческой молодёжи // Вопросы управления. — 2018. — №2(51). — С. 103-107. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35611578
  2. Бондарук А.Ф., Голянич В.М., Шаповал В.А. Динамика параметров ценностно-интенционального конфликта у курсантов в процессе социально-психологической адаптации к условиям обучения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2012. — Т. 53, №. 1. — С. 247-256. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17715156
  3. Вартанова И.И. Мотивация и внутренние конфликты старшеклассников // Психологическая наука и образование. — 2012. — Т. 4, № 2.
  4. Веретенникова В.Б., Шихова О.Ф. О мотивации студентов – будущих педагогов к педагогической деятельности // Современные проблемы науки и образования. — 2020. — № 2. — С. 72. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42918287
  5. Внутриличностные конфликты и пути их преодоления: учебное пособие / Т.В. Мальцева. — Руза: Московский университет МВД России, 2012. — 56 с. ISBN: 978-5-9903205-1-2
  6. Зейгарник Б.В., Гинзбург М.Р. Психология личности: норма и патология: монография. — М.: МПСИ, 2007. — 352 с. ISBN: 978-5-9770-0214-1
  7. Зыбина Л.Н. Структурные компоненты динамика профессиональной направленности: дисс. … к-та психол. наук: специальность 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии. — Новосибирск, 2009. — 317 с.
  8. Зыбина Л.Н. Ценностно-смысловой аспект профессиональной направленности студентов-психологов в период обучения в вузе // Философия образования. — 2009. — №. 1. — С. 213-219. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11837684
  9. Котенева А.В., Оганесян А.Н. Ценностно-мотивационные конфликты у старшеклассников в процессе профессионального самоопределения // Психологическая безопасность образовательной среды: подходы, модели, профилактика: кол. монография. — М.: Авторская мастерская, 2016. — С. 107-144. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28950563
  10. Котенева А.В. Психологическая защита личности: монография. — М.: МГГУ, 2013. — 560 с. ISBN 978-5-91615-037-7
  11. — С. 134-141. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20958167
  12. Леонтьев Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета: научный журнал. — 2016. — №2. — С. 3-18.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27672137
  13. Подымов Н.А., Сульчинская Э.Э. Проблема диагностики внутриличностных конфликтов в ценностно-мотивационной сфере // Научный результат. Педагогика и психология образования. — 2018. Т. 4, №. 3. — C.71-79. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36278125
  14.  Сульчинская Э.Э. Ценностные ориентаций сотрудников учреждений высшего образования как фактор эффективности их деятельности // Роль бизнеса в трансформации общества: сб. матер. восьмого Международного научного конгресса. — Москва, 2013. — С. 357-359.
  15. Особенности ценностных ориентаций преподавателей вузов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2016. — Т. 5, №. 6А. — С. 133-149. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28998895
  16. Сульчинская Э.Э. Личностно-профессиональные детерминанты ценностно-мотивационного конфликта преподавателей высшей школы: дис. … канд. псих. наук. — М. 2018. — 186 с.
  17. Татьянченко Н.П. Исследование мотивационно-ценностной направленности студентов техникума на профессиональную деятельность // Психолог. — 2020. — № 2. — С. 45-56. DOI: 10.25136/2409-8701.2020.2.32506
  18. Терешина Е.А.  История конфликтологии: учебное пособие. — М.: Проспект, 2015.- 237 с. ISBN 978-5-392-17444-7
  19. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта: монография. — Берлин: Directmedia, 2015. — 69 с. ISBN 978-5-4475-3999-3
  20. Фанталова Е.Б. Ценности и внутренние конфликты: теория, методология: монография. — Берлин: DirectMedia, 2015. — 137 с. ISBN 978-5-4475-3624-4
  21. Методика «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах»: ценностно-ориентированные конструкты личности и их иллюстрация на конкретных примерах // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2013. — №. 8. — С. 30-38. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19080686
  22. Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта: монография. — Москва; Берлин: Directmedia, 2015. — 69 c. ISBN 978-5-4475-3999-3
  23. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: Учеб. пособие / пер. с англ.: Т. Гудкова и др.; науч. ред. пер. на рус. яз.: Д.А. Леонтьев, Б.М. Величковский. -2. изд. — М.: Смысл, 2003. — 859 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20072647
  24. Шемякина О.О. Исследование внутриличностных конфликтов юношеского этапа развития // Психологическая наука и образование. — 2012. — Т. 4, №. 2. — С. 180-190. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17986680
  25. Юрлов Ю.Н. Внутриличностные конфликты курсантов высшего военного училища и их разрешение: Дис. … канд. психол. наук: 19.00.14 Москва, 1996. — 246 с.

Библиографическая ссылка:

Полякова Л.В., Коджаспиров А.Ю. Особенности ценностно-мотивационных конфликтов у студентов педагогического вуза // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 2. — С.388-403. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.34