Никифорова А.А.
МУЗЕИ В ТУРИСТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНОВ
DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.32
УДК 338.48
Никифорова А.А.1 (Нижневартовск, Россия) — E-mail: blinks@bk.ru
1Нижневартовский государственный университет
Аннотация. В статье рассматриваются современные направления включения музеев в туристское пространство регионов, поскольку в современных высококонкурентных условиях, каждый музей находится в ситуации, требующей разработки активной стратегии освоения рынка. Зачастую она связана с комплексным анализом потенциальных потребителей музейного продукта, на основании которого можно разрабатывать новые направления деятельности музея. Важным становится и выявление ключевых моментов взаимодействия музеев и посетителей с целью повышения качества и доступности услуг. В связи с этим, одним из актуальных направлений становится развитие музейного туризма – специфической деятельности музея в сфере культурно-познавательного туризма. Музеи, зачастую являясь главным мотивом для посещения территорий, должны активно взаимодействовать с туроператорами, разрабатывающими туристские маршруты и включающие в них музеи дестинаций. При этом современное культурное пространство и, в том числе, музеи, являются носителями трансформаций, связанных с их развитием, что наиболее ярко проявляется в процессах цифровизации музейной деятельности. Музеи адаптируются к новым визуальным стратегиям, заинтересовывая зрителя и строя с ним новое пространство для взаимодействия. Виртуальные формы музейных экспозиций дополняют и делают доступными музейные объекты, а собственные социальные платформы, интерактивные карты и 3D-экскурсии позволяют выстраивать эффективную коммуникацию с посетителями. Особо актуальным данный цифровой формат стал в период пандемии, вызванный Covid-19. Одним из эффективных способов популяризации музеев становится их включение в туристские маршруты, разрабатываемые туроператорами. Однако, при взаимодействии с музейными учреждениями, туроператоры сталкиваются с рядом проблем, наиболее популярные из которых рассмотрены в работе.
Ключевые слова: музеи, музейный туризм, регион, туристский маршрут, туроператор.
Литература:
- Айдаралиева М.С. Музейный туризм как устойчивая форма развития туризма // Экология России: на пути к инновациям: Межвузовский сборник научных трудов — Астрахань: Астраханский государственный университет, 2019. — С. 80-82. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37230562
- Бонами, З. Рождение музея. Полвека спустя // Музей. — 2019. — № 9. — С. 70-72. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42328442
- Будагян, Р.Р. Тенденции применения цифровых технологий в пространстве современного музея // Сфера культуры. — 2021. — № 1(3). — С. 61-68. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45539201
- Гришанина О.В. Музей XXI в.: воспитательная роль смыслового пространства музея // Межрегиональные Пименовские чтения. — 2020. — Т. 17, № 17. — С. 334-341. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47375977
- Зырянов А.И., Зырянова И.С. Межрегиональные туристские маршруты в России // География и туризм. — 2020. — № 1. — С. 5-12. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44230244
- Кицис В.М., Воронина В.А. Туристское пространство и городское туристское пространство: географический аспект // Тенденции развития науки и образования. — 2020. — № 64-2. — С. 6-8. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43871552
- Клементьева Н.В. Информационные технологии в современном музейном пространстве // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. — 2018. — № 1. — С. 15. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32475543
- Кубанцева Е.В. Музеи будущего: новые стратегии развития // Огарёв-Online. -2018. — №10 (115). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35312738
- Макушева О.Н., Щербинин Г.А. Информационные технологии в музейном деле // Молодой ученый. — 2019. — № 52(290). — С. 439-440. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41592370
- Мастеница Е.Н. Социокультурные практики музеев малых городов России как фактор регионального развития // Общество. Среда. Развитие. — 2020. — № 2(55). — С. 72-78. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43170520
- Наумова И.В. Что такое виртуальный музей и зачем он современному обществу // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 224-225. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42567146
- Никифорова А. А. Туристский маршрут как способ популяризации дестинации // Инновационные решения социальных, экономических и технологических проблем современного общества: сборник научных статей по итогам круглого стола с всероссийским и международным участием. — М.: Конверт, 2021. — С. 120-121. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46946358
- Никифорова А.А., Скульмовская Л.Г. Сувенирная продукция в музеях: современные кейс-практики // Вестник культуры и искусств. — 2018. — №2 (54). — С. 80-88. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35310341
- Новосельская, В. В. Место культурного наследия в туристской деятельности региона (на материалах Республики Крым) // Культура и цивилизация. — 2020. -Т. 10, № 5-1. — С. 13-22. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44718625
- Рыгалова М. В., Рыгалов Е.В. Историко-культурный потенциал музеев в развитии туристических маршрутов Алтайского края // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). — 2019. — № 4(22). — С. 53-57. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42863627
Библиографическая ссылка:
Никифорова А.А. Музеи в туристском пространстве регионов // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 2. — С.367-373. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.32