ISSN 2409-7616

Гогицаева О.У., Кочисов В.К.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.16

УДК 378

Гогицаева О.У.1 (Владикавказ, Россия) — E-mail: gogitsaeva@yandex.ru, Кочисов В.К.1 (Владикавказ, Россия) — E-mail: kotisov@yandex.ru

1Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова

Аннотация. Статья посвящена исследованию проблемы цифровых образовательных ресурсов в профессиональной деятельности педагога; анализу интернет-площадок, приложений и программ, которые чаще всего используются специалистами в образовательном процессе; выявлению отрицательных и положительных эффектов использования интернет-технологий на занятиях как практического, так и теоретического блока дисциплин; обоснованию аудиовизуальных средств, используемых самые различные варианты документального материала: фотографии, книги, звукозаписи, готовность самостоятельно организовывать и осуществлять научно-педагогический поиск, получать и использовать в своей практической деятельности новые знания, а также информационные технологии на различных этапах уроков математики должна стать отличительной особенностью современного, творчески работающего учителя. Цифровизация всех сфер общества влечет за собой ряд существенных изменений, в частности: развитие технологий (искусственного интеллекта, больших данных и машинного обучения, мобильного интернета, технологий виртуальной и дополненной реальности, Интернет-ресурсов), а также распространение автоматизации влияют на изменение характера труда, появляется необходимость развития и постоянного совершенствования цифровых компетенций; однообразную работу все чаще будут выполнять роботы, что будет способствовать появлению большого количества новых профессий; возрастающая сложность среды и технологические изменения приводят к появлению новых форм социального взаимодействия; у каждого человека появляется возможность реализации личностного потенциала в любом возрасте, что способствует воплощению концепции «Обучение в течение всей жизни». В статье автором доказывается тезис о том, что цифровые технологии служат не только для трансляции знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно, успешно выполняют все дидактические функции. Современные технологии визуализации информации предполагают как индуктивный, так и дедуктивный пути усвоения знаний, различную степень самостоятельности и познавательной активности учащихся, реализуют различные способы управления познавательным процессом.

Ключевые слова: цифровые образовательные ресурсы, профессиональная деятельность педагога, онлайн-технологии, информационные технологии.

Литература:

  1. Бекоева М.И. Мультимедийный информационные системы как средства повышения качества обучения математике // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 1 (18). — С. 2. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37292575
  2. Вачкова С.Н., Петряева Е.Ю., Федоровская М.Н. Сопоставительный анализ объемов домашних заданий, цифровой активности и результатов обучения учащихся на основе образовательных данных МЭШ // Большие данные в образовании. Сборник статей по итогам II Международной конференции. — М.: Экон-Информ, 2021. — С. 39-48. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47404672
  3. Выготский Л.С. Проблема высших интеллектуальных функций в системе психотехнического исследования // Культурно-историческая психология. — 2007. — № 3. — С. 105-111. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11780039
  4. Камболова К.Э., Хадикова И.М. Роль виртуального общения в формировании личности современного подростка // В сборнике: Педагогика: традиции и инновации. Сборник материалов XV международной очно-заочной научно-практической конференции. — М.: Империя,  2019. — С. 124-129. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=40550307
  5. Копыльцов А.А., Копыльцов А.В. Цифровые образовательные ресурсы и их роль в современном образовании // Современное образование: содержание, технологии, качество. — 2020. — Т. 1. — С. 320-322. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44141688
  6. Кочисов В.К., Гогицаева О.У., Тимошкина Н.В.Роль дистанционного обучения в изменении способов и приемов образовательного процесса в вузе // Образовательные технологии и общество. — 2018. — Т. 18, № 1. — С. 395. URL: https://elibrary.ru/author_items.asp
  7. Малеванов Е., Адамский А., Асмолов А. Школа возможностей как ответ на время перемен // Образовательная политика. — 2020. — № 2 (82). — С. 8-17. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43458917
  8. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/rugovclassifier/614/events (Дата обращения 01.04.2022)
  9. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. URL http://government.ru/projects/selection/741/ (Дата обращения 01.04.2022)
  10. НИУ ВШЭ — «Индикаторы образования», 2017 [Электронный ресурс]. URL https://www.hse.ru/data/2017/05/29/1172124724/Индикаторы образования 2017.pdf (Дата обращения 01.04.2022)
  11. Петряева Е.Ю., Вачкова С.Н. Цифровой профиль автора сценариев уроков МЭШ // В сборнике: Большие данные в образовании. Сборник статей по итогам международной конференции. — М.: Экон-Информ, 2020. — С. 79-94. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44136099
  12. Пойда А., Поляков А., Новиков А. Обработка больших данных в облаках // Открытые системы. СУБД. — 2013. — № 10. — С. 28-31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21534203
  13. Почебут Л.Г., Гуриева С.Д., Чикер В.А.Прогностическая модель социально-психологических факторов укрепления доверия в организации // Социальная психология и общество. — 2018. — Т. 9, № 1. — С. 22-42. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32724520
  14. Сергеев А.Н., Сергеева А.В., Медведев П.Н. Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. — Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,  2015. — 136 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24026872
  15. Уваров А.Ю. «Умная школа» и цифровая трансформация образования: концептуальный каркас // В сборнике: Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании. Материалы V Международной научной конференции. В 2-х частях. — Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2021. — С. 671-676. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46644902

Библиографическая ссылка:

Гогицаева О.У., Кочисов В.К. Цифровые образовательные ресурсы в профессиональной деятельности педагога // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 2. — С.182-190. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.16