ISSN 2409-7616

Пронина Н.А., Романова Е.В.

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.13

УДК 373.66

Пронина Н.А.1 (Тула, Россия) — E-mail: natalie4941@rambler.ru, Романова Е.В.1 (Тула, Россия) — E-mail: rromanov76@mail.ru

1Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

Аннотация. Социально-экономические изменения в нашей стране влекут за собой трансформацию системы высшего профессионального образования. Современный учитель должен быть конкурентноспособным на рынке труда, владеть многими практико-ориентированными навыками и быть компетентным специалистом, мастером своего дела, любящим не только свой предмет и профессию, но и детей. Школа является институтом первичной социализации и оказывает колоссальное влияние на формирование личности ребенка. Мы считаем очень актуальной проблему сбережения физического и психического здоровья с раннего возраста. Предмет исследования – особенности формирования здоровьесберегающей компетентности будущих учителей в процессе их обучения. Цель данного исследования– изучить особенности формирования здоровьесберегающей компетентности будущих учителей, разработать модель формирования здоровьесберегающей компетентности будущего педагога. Задачи исследования: проанализировать степень изученности проблемы формирования здоровьесберегающей компетентности будущих учителей в психолого-педагогической литературе; разработать модель формирования здоровьесберегающей компетентности будущего педагога; описать особенности формирования здоровьесберегающей компетентности будущего педагога на практике (на примере ТПГУ им. Л. Н. Толстого). В работе были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, моделирование, тестирование, эксперимент. Научная новизна исследования заключается в том, что авторами предлагаются и обосновываются компоненты здоровьесберегающей компетентности и их реализация в процессе усвоения будущими учителями психолого-педагогических дисциплин. Предложенная в статье модель формирования здоровьесберегающей компетентности будущего учителя может быть применена в области подготовки учителя-предметника в любой образовательной области. Предложенная программа здоровьесберегающей компетентности будущих учителей может быть использована другими педагогическими вузами. Статья может быть интересна учителям, педагогам вуза, воспитателям, педагогам-психологам.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, здоровьесберегающая компетентность, будущий учитель, вуз.

Литература:

  1. Абакумова  Ю.Г. Критерии и уровни сформированности здоровьесберегающей компетентности будущего педагога // Вестник Оренбургского  государственного университета. — 2016. — №9 (197). — С.3-6.URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28084314
  2. Антоненко М.Н., Соловьева Р.О. Формирование здорового образа жизни у студентов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2019. — Т, №1. -С.30-32. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37146321
  3. Бакулова Т.П. Методика формирования культуры здоровья у студентов колледжа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — №9. — С. 53-60. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25413359
  4. Бикеева Т.В. Здоровьесберегающая компетентность педагога в аспекте требований «Профессионального стандарта педагога» // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 468-471. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28288654
  5. Бурда С.А., Кривунец Н.Н. Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2018. — № 46.2 (232.2). — С. 17-22. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36530725
  6. Варавина Е.В. Досуговая деятельность как средство формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста // Образовательный вестник «Сознание». — 2020. — Т.22, №4. —  С.10-14. DOI: 10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-4-10-14
  7.  Давиденко Д.Н., Щедрин Ю.Н., Щеголев В.А. Здоровье и образ жизни студентов / Под. общ. ред. проф. Д.Н. Давиденко: Учебное пособие. — СПб.: СПбГУИТМО, 2005. — 124 c.
  8. Зимина И.С., Кондратенко Е.В. Формирование готовности будущего педагога к организации здоровьесберегающей образовательной среды // Вестник Марийского государственного университета. — 2019. — Т. 13, №3 (35). — С.335-343. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-3-335-343
  9. Иванова А.Н. Формирование здоровьесберегающей компетентности учащихся // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 364-367. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44577310
  10. Иванова О.Г.  Актуализация здоровьесберегающего потенциала дошкольного образования: дисс. …к.п.н. — Кемерово, 2019. 199 с.
  11. Курочкина И.А. Здоровьесберегающая компетентность педагогов дошкольных образовательных технологии // Акмеология профессионального образования: материалы 16-й Международной научно-практической конференции. — Екатеринбург: РГППУ, 2020. — С.212-215.
  12. Кручинина Г.А., Светкина Е.Г. Использование инновационных форм обучения в формировании здоровьесберегающих компетенций // Вестник Нижегородского университета им. НИ. Лобачевского. Серия: Социальные науки. — 2016. — № 3 (43). — С. 155-162. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27672280
  13. Осипов Д.В. Спорт в жизни молодежи // Наука-2020. — 2017. —  №2(13). — С.77-80. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29221299
  14. Ошкина А.А. Динамика готовности воспитателей дошкольных образовательных организаций к формированию основ здорового образа жизни у детей // Карельский научный журнал. — 2019. -Т.8, №4(29). — С.46-50. DOI: 10.26140/knz4-2019-0804-0012
  15. Пеша А.В., Евплова Е.В. Надпрофессиональные компетенции педагога XXI века // Педагогика и просвещение. — 2020. — № 3. — С. 29 — 46. DOI:10.7256/2454-0676.2020.3.33247
  16. Петрова Т.И., Петров С.С. Формирование здорового образа жизни у дошкольников // Мир науки, культуры, образования. — 2021. — №4(89). — С.156-158.
  17. Пронина Н.А. Формирование здорового образа жизни у дошкольников // Дошкольное образование в ракурсе современных методологических подходов и возрастных ценностей детей. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. — Чебоксары: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2021. — С. 80-82. DOI: 10.31483/a-10261
  18. Пронюшкина Т.Г., Уколова О.Н. Формирование здорового образа жизни в условиях образовательного учреждения // Russian Journal of Education and Psychology. — 2018. -Т.9, №1. — С.186-199. DOI: https://doi.org/10.12731/2218-7405-2018-1-186-199
  19. Сазонова М.Л., Попова Г.А. Особенности развития здоровьесберегающей компетентности студентов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018. — Т. 3. — № 3. -С. 102-108. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36367108
  20. Тимушкин А.В., Попов А.В.,  Талагаева Ю.А. Проблема готовности  будущих педагогов к использованию оздоровительных технологий // Известия Саратовского университета. Серия Философия. Психология. педагогика. — 2019. — Т.19, №3. — С.339-343.
  21. Benade L. Being a teacher in the 21st century. Singapore: Springer, 2017. — P. 25-73. DOI: https://doi.org/10.1007/978-981-10-3782-5
  22. Chai C.S., Hwee Ling Koh J., Teo Y. H.  Enhancing and modeling teachers’ design beliefs and efficacy of technological pedagogical content knowledge for 21st century quality learning // Journal of Educational Computing Research. — 2019. — Vol. 57(2). — P. 360384. DOI: https://doi.org/10.1177/0735633117752453
  23. Foulger T.S. Teacher educator technology competencies // Journal of Technology and Teacher Education. — 2017. — Vol. 25 (4). — P. 413-448.
  24.  Singh S., Sharma R., Kaur R. Teacher Competencies for The Integration of ICT in Post Graduate Science Stream Teachers // Studies in Indian Place Names. — 2020. — Vol. 40 (60). — P. 2775-2788.
  25.  Frey C. B., Osborne M. A. The future of employment: How susceptible are jobs to computerisation? // Technological forecasting and social change. — 2017. — Vol. 114. — P. 254-280. DOI: https://doi.org/10.1016/j.techfore.2016.08.019

Библиографическая ссылка:

Пронина Н.А., Романова Е.В. Формирование здоровьесберегающей компетентности будущих учителей в процессе их обучения в вузе // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 2. — С.147-161. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.13