ISSN 2409-7616

Майрамукаева Ф.А.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» В АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.11

УДК 378

Майрамукаева Ф.А.1 (Владикавказ, Россия) — E-mail: abaevafb@mail.ru

1Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова

Аннотация. Одним из ведущих направлений эффективной организации образовательной деятельности вуза является адаптация обучающихся к учебно-воспитательному процессу. Это и актуализирует проблему исследования, которая посвящена проблемам адаптации студентов первого курса в условиях нового образовательного пространства, важнейшим направлениям учебно-воспитательного процесса, способствующим гибкому приспособлению студентов к условиям высшей школы, благоприятному социально-психологическому климату среди студентов. В отличие от других видов адаптации, учебная адаптация (или адаптация к условиям новой образовательной среды) играет значимую роль в системе научного знания и распространяется на психические, физические и личностные компоненты, так как их личностно значимые установки претерпевают сильные изменения. Автор доказывает тезис о том, что активизация познавательной деятельности первокурсников на занятиях по дисциплине «Русский язык и культура речи» способствует более гибкому преодолению адаптационного периода, минимизации трудностей в профессиональной и личностной сферах. Качество образования в вузе существенно зависит от адаптации первокурсников к новым условиям, их учебной мотивации, удовлетворенности студентов избранным направлением и профилем подготовки, степени информированности обучающихся о содержании учебных дисциплин, успешности овладения новыми социальными ролями, характера переориентации ценностей и т.д. Устойчивая адаптация студентов первого курса проявляется на таком уровне учебно-познавательной деятельности, при котором их поведение становится адекватным новым условиям, овладевают способностями к анализу текущих социальных ситуаций, осознанию своих возможностей в условиях данного социума.

Ключевые слова: учебно-воспитательный процесс, адаптация, русский язык и культура речи, критерии адаптированности, приспособление, первокурсник.

Литература:

  1. Абреимова Г.Н. Технология обучения студентов фразеологизмам в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи» // Вопросы педагогики. — 2021. — № 3-2. — С. 11-14. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45083653
  2. Авдеюк О.А., Асеева Е.Н., Павлова Е.С. Адаптация первокурсников к обучению в вузе и роль довузовской формы образования в этом процессе // Успехи современного естествознания. — 2011. — № 4. — С. 145. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16263226
  3. Беляев Д.Д. Русский язык и культура речи: рабочая программа спецкурса // Юрислингвистика. — 2003. — № 4. — С. 12-24. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26251825
  4. Гаврилов В.В. Специфика развития культуры речи студентов вуза в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи» (лингвокультурологический аспект) // Международный научно-исследовательский журнал. — 2020. — № 6-3 (96). — С. 26-30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43032336
  5. Гатиева Л.Х.М., Черняева Е.В., Тиллаев А.Х. Адаптация студентов к вузовской образовательной среде в контексте профессионально-личностного развития // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 4 (30). — С. 298-308. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47652536
  6. Горлова Е.А., Журавлева О.В. Риторика делового общения (в рамках курса «Русский язык и культура речи»). — Самара: СГАСУ, 2016. — 148 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=29349042
  7. Горькая Ж.В., Горький А.С. Адаптация студентов к учебно-профессиональной деятельности // Инновационная наука. — 2016. — № 12-4. — С. 191-195. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27544832
  8. Грецкая А.Н. Адаптация студентов к обучению в вузе как социально-педагогическая проблема // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2021. — № 33. — С. 27-30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47147011
  9. Дзусова Б.Т., Сланова М.А. Формирование языковой и лингвистической компетенций студентов – будущих учителей в условиях билингвизма // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 2 (28). — С. 138-144. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46336235
  10. Иванова А.Д., Шамсутдинова Д.Ф. Социально-психологическая адаптация первокурсников в вузе // Социальная политика и социология. — 2010. — № 8 (62). — С. 474-479. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17100087
  11. Ирисмамбетова Н.А. Использование интерактивных технологий в процессе обучения (на примере деловой игры) // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 1 (18). — С. 1. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37292574
  12. Милославский И.Г. Современный русский язык: культура речи и грамматика // Учебное пособие. — М.: Юрайт, 2020. — 216 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43012969
  13. Муллер О.Ю., Ротова Н.А. Социально-психологическая адаптация студентов к обучению в педагогическом вузе // Российский психологический журнал. — 2020. — Т. 17, № 3. С. 18-29. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44156129
  14. Сагитова Л.А., Сагитов Р.Н. Адаптация студентов-первокурсников в колледже // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 135-139. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30733827
  15. Тимошенко Т.Е. Подходы к обучению бакалавров – лингвистов (в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи») // Символ науки: международный научный журнал. — 2015. — № 1-2. — С. 86-89. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23382214
  16. Шиллер Е.А. Адаптация первокурсников к обучению в вузе // В сборнике: Молодежь и наука: реальность и будущее. Материалы XI Международной научно-практической конференции. — Невинномысск: Невинномысский институт экономики, управления и права, 2018. — С. 613-616. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37211041

Библиографическая ссылка:

Майрамукаева Ф.А. Педагогический потенциал дисциплины «русский язык и культура речи» в адаптации студентов-первокурсников // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 2. — С.127-134. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.11