ISSN 2409-7616

Кутепова Л.М., Харисова Н.Р., Тимербулатова И.Р., Игнатьева М.Э.

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИНАНСОВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ВИРТУАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.02

УДК 378.011.3:336

Кутепова Л.М.1 (Казань, Россия) — E-mail: masa_m@bk.ru, Харисова Н.Р.1 (Казань, Россия) — E-mail: nur.har@mail.ru, Тимербулатова И.Р.1 (Казань, Россия) — E-mail: it70@mail.ru, Игнатьева М.Э.1 (Казань, Россия) — E-mail: margoig62@gmail.com

1Волжский государственный университет водного транспорта

Аннотация. В статье определены основные возможности виртуального образовательного пространства в подготовке специалистов финансово-экономического направления, а также проанализированы средства информационных технологий, которые используются в процессе этой подготовки. Целью статьи является анализ возможностей виртуального образовательного пространства и определение особенностей подготовки специалистов финансово-экономического направления в условиях виртуального обучения. В статье определены особенности подготовки будущих специалистов финансово-экономического направления, которые заключаются в том, что профессии финансово-экономического профиля относятся к типам «человек – знаковая система» и «человек – человек». Это определяет основные профессиональные компетенции будущих экономистов (энциклопедичность, высокий уровень информационной культуры, системное мышление, способность быстро и правильно оценивать текущую ситуацию, одновременно работать с несколькими системами); профессиональные качества (знания, умения и навыки специалиста, способность использовать полученные знания на практике, работать с большими объемами информации); личностные качества (целеустремленность, карьеризм). Выявлено, что виртуальное образовательное пространство может обеспечивать формирование специальных и общих компетенций, профессиональных и личностных качеств будущих экономистов. Установлено, что средства информационных технологий в профессиональной подготовке будущих экономистов используются как при усвоении теоретического материала, так и при применении на практике теоретических знаний. Установлено, что одним из приоритетных направлений использования информационных технологий в образовательном процессе высшей экономической школы выступают экспертные системы, которые обеспечивают оперативную обратную связь, хранение больших объемов информации в упакованном виде, возможность быстрого доступа пользователя к базам данных, автоматизацию процессов поисковой и вычислительной деятельности. Рассмотренные в статье основные возможности виртуального образования могут быть использованы для совершенствования подготовки специалистов финансово-экономического направления.

Ключевые слова: экономист, профессиональная подготовка, информационные технологии, экспертные системы, виртуальное обучение, виртуальное образовательное пространство.

  1. Аксенчик Н.В. Научные принципы функционирования и развития информационно-образовательной среды современного УВО // Вышэйшая школа: навукова-метадычны і публіцыстычны часопіс. — 2021. — № 1 (141). — С. 51–54. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46490675
  2. Аксенчик Н.В. Особенности проектирования информационно-образовательной среды современного учреждения высшего образования // Научные труды Республиканского института высшей школы. — 2020. — № 20-1. — С. 3–9. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43938391
  3. Пригожина К.Б., Тростина К.В. Виртуальная образовательная среда как средство повышения конкурентоспособности образовательных программ вуза // Образование и наука. — 2017. — № 19(5). — С. 166–187. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-5-166-188
  4. Полицинская Е.В. Компетентностный подход при формировании конкурентоспособного выпускника вуза // Экономика образования. — 2019. — № 1 (110). — С. 17–31. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36900312
  5. Поправко И.В. Использование кейс-методов при обучении экономистов // Инновационные подходы к подготовке экономистов: Материалы II Международного научно-методического семинара. — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2019. — С. 71–74. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39820572
  6. Сергеева М.Г., Соколова Н.Л., Самохин И.С. К вопросу об учебной и воспитательной составляющих непрерывного экономического образования // Научный диалог. — 2018. — № 7. — С. 331-345. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35329891
  7. Эзрох Ю.С. Кадровые перспективы российских университетов: кто будет преподавать в недалеком будущем? // Образование и наука. — 2019. — Т. 21, № 7. — С. 9-40. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=40081637
  8. Chernova D.V., Sharafutdinova N.S., Nurtdinov I.I. The Transformation of the Customer Value of Retail Network Services Under Digitalization // Digital Age: Chances, Challenges and Future. ISCDTE 2019. Lecture Notes in Networks and Systems. — Cham, 2020. — P. 252-260. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-27015-5_31
  9. Chernova D.V., Skvortsova A.N., Loginova E.V. Social Networks as a Tool of Marketing Communications in the Commodity and Service Market // Advances in Intelligent Systems and Computing. — 2019. — Vol. 726. -P. 943-949. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-90835-9_105
  10. Khusainov Z.A., Shigapova N.V., Samigullina G.S. Education of ecological culture of schoolchildren on the basis of ethno pedagogy // International Business Management. — 2016. -Т. 10, № 23. — С. 5612-5615. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29469698
  11. Kutepova L., Salakhov I., Harisova N. Research on the Functional Status of Teachers and Students Through Educational Dialogue // Advances in Social Science, Education and Humanities Research, Proceedings of the International Conference Digital Age: Traditions, Modernity and Innovations (ICDATMI 2020). — 2020. — Vol. 489. — P. 171–176. DOI: https://doi.org/10.2991/assehr.k.201212.037
  12. Kutepova L., Salakhov I., Harisova N. Training Specialists in Finances and Economics Using Virtual Educational Space // Advances in Economics, Business and Management Research. -2019. — Vol. 131. — P. 702-706. DOI: https://dx.doi.org/10.2991/aebmr.k.200324.130
  13. Sergeeva M.G., Mohammad Anwar M.S., Stanchuliak T.G., Organisational economic mechanism of managing the growth of higher education services quality // Espacios. — 2018. — Vol. 39, № 21. — P. 10. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35484104
  14. Sergeeva M.G., Pugachev I.A., Budiltseva M.B. The importance of mathematical sciences in the development of future specialists’ potential in socioeconomic researching // Espacios. — 2018. — Vol. 39, № 21. — P. 27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35524331
  15. Sergeeva M.G., Tabuyeva E.V., Komarovskaya E.P. «Educational company»: peculiarities of the technology’s implementation at different educational levels when forming the economic competencies of future specialists // Espacios. — 2018. — Vol. 39, № 2. — P. 25. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35503841

Библиографическая ссылка:

Кутепова Л.М., Харисова Н.Р., Тимербулатова И.Р., Игнатьева М.Э. Особенности подготовки специалистов финансово экономического направления в виртуальном образовательном пространстве // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 2. — С.20-30. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.2.02