ISSN 2409-7616

Урумов З.Э., Бигаева И.М., Малиева З.К.

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.1.42

УДК 373.1

Урумов З.Э.1 (Владикавказ, Россия) — E-mail: urumov.zaur@bk.ru, Бигаева И.М.1 (Владикавказ, Россия) — E-mail: bigaeva@mail.ru, Малиева З.К.1 (Владикавказ, Россия) — E-mail: zkmal@yandex.ru

1Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова

Аннотация. Статья посвящена исследованию проблемы формирования учебной мотивации школьников. Вопрос мотивации школьников к обучению является одним из актуальных в современной школе, так как от его решения зависит успешность образовательного процесса, развитие обучающихся и их эмоциональное благополучие. Отсутствие учебной мотивации приводит к несамостоятельности, невнимательности и пассивности на занятиях, неадекватной самооценке, неудовлетворенности учебным процессом, невыполнению учебных заданий. Целью данного исследования является выявление и экспериментальное обоснование роли научно-исследовательской деятельности в формировании мотивации школьников. Особое внимание уделяется повышению уровня внутренней мотивации. Внутренняя мотивация учения рассматривается как основной фактор успешности обучения, включающий совокупность мотивов, заложенных в образовательной деятельности (познавательный интерес, личностный смысл учения, стремление к саморазвитию). Методологическую основу исследования составили идеи деятельностного, системного и личностно ориентированного подходов. Новизна исследования состоит в обосновании эффективности научно-исследовательской деятельности в формировании мотивации учения обучающихся на факультативных занятиях по химии. Практическая значимость исследования заключается в применении педагогами-практиками идей по организации научно-исследовательской деятельности для развития мотивации учения обучающихся. Эффективность научно-исследовательской деятельности в процессе формирования мотивации учения обусловлена тем, что обеспечивает реализацию принципов наглядности, сознательности и творческой активности, практической направленности обучения, успеха. В результате научно-исследовательской работы на факультативных занятиях по химии у обучающихся формируется познавательный интерес, творческое мышление, неподдельное желание к углублению, систематизации и практическому применению знаний по дисциплине. Результаты проведенного эксперимента показали значительное увеличение количества школьников, проявляющих интерес к химии; рост учебной мотивации; улучшение успеваемости по химии.

Ключевые слова: внешняя ивнутренняя мотивация, мотивация учения, познавательный интерес, личностный смысл обучения,  процесс обучения, научно-исследовательская работа.

Литература:

  1. Агаева Л.В., Таболова Э.С., Донева О.В. Формирование познавательного интереса в учебном процессе // Университетская наука. — 2018. —  № 1 (5). — С. 126-128. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=35091534
  2. Бажук О.В., Пузеп Л.Г. Психолого-педагогические приёмы создания ситуации успеха // Казанский педагогический журнал. — 2020. — № 2 (139). — С. 92-98. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43774946
  3. Винник Н.Д. Межпредметные связи в обучении школьников химии // Научно-методический журнал Поиск. — 2019. — № 4 (68). — С. 34-36. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42897288
  4. Гао Л. Мотивация учения как психолого-педагогическая проблема в России и Китае // Успехи современной науки. — 2017. — Т. 1, № 2. — С. 44-48. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28830049
  5. Гордеева Т.О. Мотивация: новые подходы, диагностика, практические рекомендации // Сибирский психологический журнал. — 2016. — № 62. — С. 38-53. DOI:  10.17223/17267080/62/4
  6. Колесникова В.В. Мотивация учения в среднем школьном возрасте // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. — 2020. — № 1 (35).- С. 60-62. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44342353
  7. Медведева Н.В. К вопросу о педагогических способах формирования мотивов учения у студентов // Международный журнал экспериментального образования. — 2019. — № 5. — С. 15-19. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=40535170
  8. Мезинов В.Н., Нехороших Н.А., Поваляева О.Н. Актуализация проблемы развития мотивации учения студентов в образовательном процессе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2020. — № 5 (148). — С. 18-26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43130534
  9. Мелехина В.В., Петрищева Л.П., Околелов А.Ю. Создание ситуации успеха для повышения эффективности учебного процесса // Наука и Образование. — 2021. — Т. 4, № 2.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47110956
  10. Миллер Т.А., Тюрина П.О., Мамаева А.А. Использование исследовательских заданий на уроках математики, как средства формирования познавательного интереса у учащихся 5 — 6 классов // Новая наука: проблемы и перспективы. — 2016. — № 121-2 . — С. 91-92. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28096543
  11. Родионова Е.И. Психолого-педагогические условия формирования мотивации младших школьников в учебном процессе // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 702-704. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42901834
  12. Садыкова А. Е. Феномен самоактуализации А. Маслоу в современном мире // Символ науки. — 2020. — № 2. — С. 66-70. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42409793
  13. Сафронова М.В.,  Хлызова Е.В. Особенности мотивации учебной деятельности школьников, обучающихся в условиях различных образовательных подходов // Сибирский педагогический журнал. — 2012.  — №8. — С. 222-225. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18398718
  14. Седова Н.Е. Теоретические концепции мотивации учения в философии, психологии, педагогике // Вестник Камчатского политехнического техникума. — 2010. — № 2. — С. 7-18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23207108
  15. Стефанова Г.П. Новое содержание принципа практической направленности подготовки учащихся // Наука и школа. — 2010. — № 2. — С. 13-16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15229133
  16. Filgona J., Sakiyo J., Cwany D.M., Okoronka A.U. Motivation in Learning // Asian Journal of Education and Social Studies. — 2020. — Vol. 10(4). — P. 16-37. DOI: http://dx.doi.org/10.9734/AJESS/2020/v10i430273
  17. Lazebnikova A., Koval T., Troyan V. Motivation as a condition and backgroung for successful learning activity // Espacios. — 2018. — Vol. 39, No. 38. — P. 16. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35751362

Библиографическая ссылка:

Урумов З.Э., Бигаева И.М., Малиева З.К. Формирование мотивации учения в процессе научно-исследовательской дельности обучающихся // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 1. — С.491-499. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.1.42