ISSN 2409-7616

Джиоева О.Ф., Маргиева З.Г.

ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.1.41

УДК 37.061

Джиоева О.Ф.1 (Владикавказ, Россия) — E-mail: dzhioeva_55@mail.ru, Маргиева З.Г.2 (Цхинвал, Республика Южная Осетия) — E-mail: dzhioeva_55@mail.ru

1Северо-Осетинский государственный  университет имени К.Л. Хетагурова

2Юго-Осетинский государственный  университет им. А.А. Тибилова

Аннотация. Статья посвящена исследованию проблемы интернет-зависимости у детей подросткового возраста в процессе семейного воспитания, а также механизмам преодоления и профилактики обозначенного психологического синдрома. В наше время дети с ранних лет начинают пользоваться Интернетом, причем часто приучают их к этому именно родители. Среди них наиболее активными являются подростки, которые в большей степени, чем другие возрастные группы, рискуют стать зависимыми от интернета, киберпространства, различных социальных сетей. В статье автором доказывается тезис о том, что в современном стремительно развивающемся обществе многие подростки настолько погружены в виртуальную реальность, что у них проявляется равнодушие к мнению родителей, к своему внешнему виду, не находят понимания и поддержки со стороны семьи. Очень часто такой поиск становится навязчивой идеей, на ее почве появляется интернет-зависимость, а впоследствии и аддиктивное поведение, которое выражается в стремлении избавиться от психологического дискомфорта с помощью определенных действий, или развлечений. Автор рекомендует обращать внимание на тот факт, что интернет-зависимость у подростков часто указывает на наличие психологических проблем: нереализованность среди ровесников личных воззрений, идей; сложные взаимоотношения с родителями; проблемы в учебе; тяга к одиночеству и т.д. Не одолев самостоятельно проблемы, подросток начинает чувствовать себя более комфортно в увлекательной виртуальной жизни, где он кажется себе умным, общительным, удачливым, талантливым и др. Если детей младшего школьного возраста родители в состоянии проверять и даже отгораживать от компьютерной техники, то с подростками, в силу своих специфических возрастных особенностей, такой подход малоэффективен. Поэтому и родители, и учителя должны предельно внимательно относиться к проявлению несвойственных ранее манер поведения подростка.

Ключевые слова: подростки, интернет-зависимость, информационное общество, профилактика компьютерной зависимости, социальные сети.

Литература:

  1. Бедулина Г.Ф., Лазуков С.А. Интернет как фактор социализации подростков в условиях информационного общества XXI века // Вестник Мозырского государственного педагогического университета им. И.П. Шамякина. — 2020. — № 1 (55). — С. 57-63. URI: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42913010
  2. Болтаева Л.Ш. Интернет-зависимость у подростков // В сборнике: Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых ученых. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — Грозный: АЛЕФ, 2018. — С. 57-61. URI: https://elibrary.ru/item.asp?id=34873960
  3. Васютенкова И.В., Захарова Л.Е., Машарова В.А. Психолого-педагогические аспекты первичной профилактики аддиктивного поведения детей и подростков. Учебно-методическое пособие. — СПб: Ленинградский областной институт развития образования, 2019. — 352 с. URI: https://elibrary.ru/item.asp?id=42817374
  4. Власова А.П. Проблема зависимости молодежи от интернета // В сборнике: Регион глазами студентов. Межвузовский сборник научных работ студентов. Под редакцией Н.В. Шахматовой, И.А. Бегининой. — Саратов:  Саратовский источник, 2020. — С. 17-21. URI: https://elibrary.ru/item.asp?id=44126737
  5. Гилева Н.С. К вопросу о профилактике интернет-зависимости у подростков // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2016. — № 4 (26). — С. 136-139. URI: https://elibrary.ru/item.asp?id=27700708
  6. Григорьева Н.Г. Подростковый возраст. проблемные вопросы // Актуальные исследования. — 2020. — № 20 (23). — С. 80-83. URI: https://elibrary.ru/item.asp?id=44144178
  7. Кицун В.С., Яценко Т.Е. Подростковый возраст как фактор интернет-аддикции // Молодежь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии. — 2017. — № 2. — С. 70-74. URI: https://elibrary.ru/item.asp?id=32642607
  8. Коныгина И.А. Проектный подход в обеспечении первичной профилактики компьютерной и игровой зависимости несовершеннолетних // Научные исследования и образование. — 2009. — № 8. — С. 48-56. URI: https://elibrary.ru/item.asp?id=27535636
  9. Лозгачева О.В. Профилактика интернет-зависимости в подростковом возрасте / В сборнике: Современная психология образования: проблемы и перспективы развития. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2017. С. 231-241. URI: https://elibrary.ru/item.asp?id=29844261
  10. Магомедова А.М. Подростковый возраст, особенности развития психики подростка // Мировая наука. — 2020. — № 3 (36). — С. 305-308. URI: https://elibrary.ru/item.asp?id=43085201
  11. Махрина Е.А., Рубан Е.В. Влияние зависимости на противоправное поведение личности // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 2 (28). — С. 313-321. URI: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46336252
  12. Менциев А.У. Роль информационно-коммуникационных технологий в современном образовании // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 2 (24). — С. 71-78. URI: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43167303
  13. Резер Т.М., Попов П.М. Проблема нормативно-правового регулирования профилактики  кибераддикции в молодежной среде // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 2 (28). — С. 126-137. URI: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46336234
  14. Сысоева Н.Ф. Интернет зависимость подростков // Вестник Башкирского государственного медицинского университета. — 2019. — № 2. — С. 100-103. URI: https://elibrary.ru/item.asp?id=37037310
  15. Хачатурова К.Р. Подростковый возраст как предмет исследования в России и за рубежом // Перспективы науки. — 2018. — № 10 (109). — С. 68-71. URI: https://elibrary.ru/item.asp?id=36832572

Библиографическая ссылка:

Джиоева О.Ф., Маргиева З.Г. Профилактика интернет-зависимости у подростков в процессе семейного воспитания // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 1. — С.483-490. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.1.41