ISSN 2409-7616

Кодрле С.В., Савченко А.А.

ЦИФРОВЫЕ МЕДИАТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ: АНАЛИЗ НА ОСНОВЕ КЛАССИФИКАЦИИ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.1.40

УДК 378:811.1:004

Кодрле С.В.1 (Краснодар, Россия) — E-mail: sv.kodrle@bk.ru, Савченко А.А.1 (Краснодар, Россия) — E-mail: bugaeva_anna@inbox.ru

1Кубанский государственный университет

Аннотация. Общей тенденцией развития высшего образования в мире является его цифровизация, что актуализирует исследования, направленные на изучение мирового и российского опыта применения цифровых медиатехнологий в образовательной деятельности вуза как фактора, обеспечивающего его цифровую трансформацию. Проведенное исследование представляет собой попытку интеграции британской и российской научной педагогической мысли, направленной на изучение дидактических возможностей цифровых образовательных медиатехнологий на основе их систематизации и анализа функциональности в процессе обучения. Цель исследования – выявить дидактические возможности цифровых образовательных медиатехнологий в обучении иностранному языку в вузе. В методологическую основуисследования легла аналитическая концепция систематизации образовательных медиа, разработанная профессором Лондонского университета Дианой Лорилард. В исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ и обобщение научной литературы, метод педагогизации, структурный и функциональный анализ результатов, метод классификации (типологии). Основным эмпирическим методом послужил метод качественного и структурного контент-анализа, на основе которого был проведен анализ образовательной документации кафедры английского языка в профессиональной сфере Кубанского государственного университета. В результате исследования были выделены и обобщены наиболее ценные концепции систематизации образовательных медиа, что позволило уточнить содержание понятия «цифровые образовательные медиатехнологии». Полученные результаты позволили систематизировать цифровые образовательные медиатехнологии, используемые при обучении иностранному языку в вузе, представить характеристики выделенных типов. В результате исследования разработана типология, построенная на основе анализа дидактической функции цифровых образовательных медиатехнологий в обучении иностранному языку, что позволило проанализировать их образовательный потенциал соответственно виду выполняемой учебно-познавательной деятельности и формируемым компонентам иноязычной коммуникативной компетенции. Проведенный анализ дидактических возможностей цифровых образовательных медиатехнологий в обучении иностранному языку в вузе позволил сделать вывод об том, что они обладают высоким образовательным потенциалом, который реализуется путем выполнения информативной, интерактивной, адаптивной, коммуникативной, продуктивной функции.

Ключевые слова: цифровые медиатехнологии, образовательные медиатехнологии, классификация образовательных медиатехнологий, цифровые медиа, цифровизация образования, цифровые образовательные технологии, обучение иностранному языку.

Литература:

  1. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Модели смешанного обучения: организационно-дидактическая типология // Высшее образование в России. — 2021. — Т. 30, № 5. — С. 44-64. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-5-44-64
  2. Головчин М.А. Институциональные ловушки цифровизации российского высшего образования // Высшее образование в России. — 2021. — Т. 30, № 3. — С. 59-75. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-3-59-75
  3. Жилавская И.В. Классификация медиа. Проблемы, понятия, критерии // Вестник ВУиТ. — 2016. —  №4. — C. 169-175. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27520041  
  4. Кодрле С.В., Наумова, Е. Дистанционные образовательные технологии в обучении иностранному языку: опыт КУБГУ (Россия) и Kiwi English Academy (Новая Зеландия) // Актуальные аспекты лингвистики, лингводидактики и межкультурной коммуникации: сборник научных статей. — Краснодар: Кубанский государственный университет, 2021. — С. 43-54.
  5. Кодрле С.В., Савченко А.А. Цифровые медиа как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции и универсальных умений студентов неязыковых вузов // Педагогика. Вопросы теории и практики. — 2022. — Т. 7, № 1. — С. 44-50.  DOI: 10.30853/ped20220019
  6. Корзина М.И. Вызовы четвертой промышленной революции: Россия и мир // Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. — 2020. — № 37. — С. 6-12. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42625969
  7. Корзина М.И. Роль образования в эпоху четвертой промышленной революции (социально-философский анализ) // Манускрипт.  —  2020. — Т. 13 (10). — С. 186-192. DOI: https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.10.34
  8. Михайлов О.В., Денисова Я.В. Дистанционное обучение в российских университетах: «шаг вперед, два шага назад»? // Высшее образование в России. — 2020. — Т. 29, № 10. — С. 65-76. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-65-76
  9. Сидорова Л.В., Тимофеева Е.К., Жондоров П.Н. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции у магистрантов неязыковых вузов // Перспективы науки и образования. — 2021. — № 6 (54). — С. 242-256. DOI: 10.32744/pse.2021.6.16  
  10. Соловов А.В., Меньшикова А.А. Коронавирусные зигзаги электронного дистанционного обучения // Высшее образование в России. — 2021. — Т. 30, № 6. — С. 60-69. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-6-60-69
  11. Строков А.А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы // Вестник Мининского университета. — 2020. — Т.8, № 2. — С. 15. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-15
  12. Усачева О.В., Черняков М.К. Оценка готовности вузов к переходу к цифровой образовательной среде // Высшее образование в России. — 2020. — Т. 29, № 5. — С. 53-62. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-5-53-62
  13. Фролова Е.В., Рогач О.В., Рябова Т.М. Преимущества и риски перехода на дистанционное обучение в условиях пандемии // Перспективы науки и образования. — 2020. — № 6 (48). — С. 78-88. DOI: 10.32744/pse.2020.6.7
  14. Юсупова Л.Н., Татарина Т.М., Юдин Н.В. Развитие критического мышления в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетентности на примере курса “Медиаграмотность” // Перспективы науки и образования. — 2020. — № 6 (48). — С. 180-191. DOI: 10.32744/pse.2020.6.14
  15. Abakumova I., Zvezdina G., Grishina A. University students’ attitude to distance learning in situation of uncertainty // E3S Web of Conf. — 2020.  — Vol. 210. 18017. DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021018017
  16. Agaltsova D.V., Milyaeva L.V.  Pandemic challenges for educators: transition from physical to digital classroom // SHS Web Conf. — 2021. — Vol. 127, 03001.  DOI: https://doi.org/10.1051/shsconf/202112703001
  17. Al-Zou’bi  R. The impact of media and information literacy on acquiring the critical thinking skill by the educational faculty’s students // Thinking Skills and Creativity. — 2021. — Vol. 39. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2020.100782  
  18. Barrot J.S. Social media as a language learning environment: a systematic review of the literature (2008-2019) // Computer Assisted Language Learning. — 2021. DOI: https://doi.org/10.1080/09588221.2021.1883673
  19. Bond M., Marín V.I., Dolch C. Digital transformation in German higher education: student and teacher perceptions and usage of digital media // International Journal of Educational Technology in Higher Education. — 2018. — Vol. 15, № 48. DOI: 10.1186/s41239-018-0130-1
  20. Brown S. Do Richer Media Mean Better Learning? A Framework for Evaluating Learning Experiences in Museum Web Site Design // International Journal of Heritage Studies. — 2006. — Vol. 12(5). — P. 412-426. DOI: https://doi.org/10.1080/13527250600821571
  21. Brown S., Cruickshank I. Pedagogical Re‐engineering: Using Laurillard’s Taxonomy of Educational Media to Guide Curriculum Design. — Sheffield, UK: Association for Learning Technology, 2003. — P.  56-69. ISBN 0-9545870-0-6
  22. Chan W.M., Chin K.N., Nagami M. Media in Foreign Language Teaching and Learning. — Boston: Walter de Gruyter, Inc. 1st edition, 2011. — P. 4-5 
  23. Fedorov A. Media Literacy Education. — Moscow: Information for all, 2015. 557 p.
  24. Laurillard D. Multimedia and the changing experience of the learner // British Journal of Educational Technol ogy. — 2006. — № 26(3). — P. 179-189. DOI: 10.1111/j.1467-8535.1995.tb00340.x
  25. Laurillard D. Rethinking University Teaching: A Conversational Framework for the Effective Use of Learning Technologies. — London: Routledge, 2013. DOI: https://doi.org/10.4324/9781315012940
  26. Pumptow M., Brahm T. Students’ Digital Media Self-Efficacy and Its Importance for Higher Education Institutions: Development and Validation of a Survey Instrument // Tech Know Learn. — 2021. — Vol. 26. — P. 555-575. DOI: https://doi.org/10.1007/s10758-020-09463-5
  27. Radchenko G., Pervukhina S. Interactivity in digital teaching of a foreign language (on the example of Don State Technical University) // E3S Web of Conf. — 2020. — Vol. 210. 18036. DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021018036
  28. Shkil T., Belikova T. Organization of distance learning on the base of information and digital technologies // E3S Web of Conf. — 2020. — Vol. 210. 18008. DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021018008

Библиографическая ссылка:

Кодрле С.В., Савченко А.А. Цифровые медиатехнологии в обучении иностранному языку в вузе: анализ на основе классификации // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 1. — С.467-482. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.1.40