ISSN 2409-7616

Обрезков А.В.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.1.37

УДК 378.147

Обрезков А.В.1 (Казань, Россия) — E-mail: aleks20115@mail.ru

1Казанское высшее танковое военное ордена Жукова Краснознаменное училище Министерства обороны РФ

Аннотация. В статье представлены теоретические обоснования примененных педагогических условий при реализации модели педагогического сопровождения профессионального становления курсантов военных вузов, эффективность педагогических условий проверена в ходе экспериментальной работы при проведении диссертационного исследования. В ходе эксперимента по реализации модели были проверены следующие педагогические условия: создание развивающей воспитательной системы факультета (батальона) военного вуза; применение цифровых технологий и техник фасилитации в активизации профессионально-познавательной деятельности курсантов офицерами-наставниками (преподавателями); подготовка преподавателей (командиров) к педагогическому сопровождению курсантов. По мнению автора, создание развивающей воспитательной системы – направлено на профессиональное становление, развитие, воспитание и обучение личности субъектов воспитательной системы (офицеров и курсантов), что обеспечивает успешное решение задач педагогического процесса военного вуза; применение цифровых технологий и техник фасилитации в активизации профессионально-познавательной деятельности курсантов офицерами-наставниками (преподавателями) – направлено на реализацию современных цифровых технологий и фасилитационных техник (приемов) воспитания и обучения в учебном процессе, что способствует стремлению курсантов к саморазвитию, развивает потребность к самостоятельному и целенаправленному овладению знаниями, позволяет реализовать свой личностный потенциал; подготовка преподавателей (командиров) к педагогическому сопровождению курсантов – направлена на внедрение педагогического сопровождения, которое обеспечит целенаправленное, планируемое управление развивающей воспитательной системой и профессиональным становлением личности курсанта военного вуза. В завершении автор представляет используемые при педагогическом сопровождения профессионального становления курсантов техники фасилитации способствующие активизации профессионально-познавательной деятельности курсантов и стремлению к самосовершенствованию, саморазвитию, раскрытию личностного потенциала.

Ключевые слова: курсант, воспитательная система, цифровые технологии, фасилитация, техники фасилитации, педагогическое сопровождение, профессиональное становление.

Литература:

  1. Бережнова Л.Н., Смирнов Р.В. Раскрытие потенциала применения средового подхода в профессиональном воспитании военнослужащих // Научное мнение. — 2018. — № 5. — С. 22-26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35000934
  2. Беседина С.В. Использование цифровых технологий в рамках адаптивной обучающей системы как средство индивидуализации процесса обучения курсантов // Охрана, безопасность, связь. — 2019. — Т. 3, № 4(4). — С. 64-69. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37264346
  3. Бориев А.К. Средовой подход к формированию коллектива курсантов войск национальной гвардии Российской Федерации // Мир образования — образование в мире. — 2019. — № 3(75). — С. 283-290. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41583094
  4. Горшкова М.А. Проектирование воспитательной системы высшей школы: зарубежный опыт // Проблемы современного педагогического образования. — 2020. — № 66-1. — С. 70-73. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42813139
  5. Димухаметов Р.С., Обрезков А.В., Методические рекомендации по подготовке офицеров к педагогическому сопровождению курсантов военной образовательной организации высшего образования МО РФ. — Казань, Челябинск: Изд. дом «МеДДок», 2020.  218 с. ISBN 978-5-6045254-7-0.
  6. Димухаметов Р.С., Обрезков А.В., Фасилитационное сопровождение профессионального становления личности в индивидуальной работе с курсантами военного вуза // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. — 2020. — № 6(159). — С. 108-119. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45644212  
  7. Егорычев А.М. Образование в информационную эпоху: традиции, инновации, приоритеты // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. — 2021. — Т. 15. — С. 120-130.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45663099
  8. Егорычев А.М., Султанова Т.А.  Воспитание как национальная основа развития отечественного образования // Профилактика зависимостей. — 2019. — № 2(18). — С. 59-63. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38540379
  9. Зайнутдинова А.Р., Султанова Т.А. Управление воспитательной системой в профессиональной образовательной организации // Молодой ученый. — 2020. — № 21(311). — С. 653-655. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42901811
  10. Зайцева И.А., Торосян А.С. Цифровизация высшего образования и цифровизация человека: перспективы, проблемы, возможные пути решения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. — 2020. — № 3-2. — С. 86-90. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42801683
  11. Ижденева И.В. Личностно-ориентированный подход в современном образовательном пространстве // Интерактивная наука. — 2021. — № 8(63). — С. 21-22. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47181063
  12. Казьмина Г.В. Личностно-ориентированный подход в образовании // Экономика и социум. — 2018. — № 12(55). — С. 1664-1666. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37112544
  13. Караяни А.Г., Цуканов И.А. Актуальные проблемы психологической подготовки военнослужащих в структуре военно-политической работы // Военный академический журнал. — 2019. — № 1(21).  — С. 37-44. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38309400
  14. Карлова Е.Н. Цифровые технологии в военном образовании: преодоление цифрового неравенства // Информационное общество. — 2020. — № 5. — С. 61-69. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44307860
  15. Колесников М.В. Системный подход в рамках исследования проблемы формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров Вооруженных сил Российской Федерации // Глобальный научный потенциал. — 2021. — № 10(127). — С. 18-22.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47471566
  16. Крепс Т.В. Цифровые технологии обучения в вузе // Тенденции развития науки и образования. — 2021. — № 77-2. — С. 48-50. DOI: http://dx.doi.org/10.18411/trnio-09-2021-48  
  17. Марголис А. А. Деятельностный подход в педагогическом образовании // Психологическая наука и образование. — 2021. — Т. 26, № 3. — С. 5-39. DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse.2021260301
  18. Мардахаев Л.В. Воспитание, его место и роль в формировании Человека // Профилактика зависимостей. — 2019. — № 4(20). — С. 2-7. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41478593
  19. Мардахаев Л.В. Социализация в становлении личности: социально-педагогический подход // ЦИТИСЭ. — 2018. — № 1(14). — С. 17. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35217410
  20. Мусина Л.М. Личностно-ориентированные подходы в обучении // Педагогическая наука и практика. — 2021. — № 2(32). — С. 37-42. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47281742
  21. Недеров В.М., Нестеренко А.А., Золотарев А.С. Научно обоснованные рекомендации по синтезу тренажеров с элементами виртуальной реальности // Экономика. Право. Инновации. — 2020. — № 3. — С. 43-47. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44030040
  22. Попова С.В., Климова Т.Н. Средовой подход в профессиональном образовании // Вестник научных конференций. — 2019. — № 11-4(51). — С. 111-112. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41582788
  23. Селиверстов С.А. Деятельностный подход как практико- ориентированная основа формирования профессиональных качеств курсантов-штурманов // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2021. — Т. 13, № 3(53). — С. 126-136. DOI: http://dx.doi.org/10.7442/2071-9620-2021-13-3-126-136  
  24. Сафин А.М., Кильдюшевский М.В., Казьмина И.В. Системный подход к организации военно-научной работы курсантов военных вузов // Вооружение и экономика. — 2019. — № 1(47). — С. 77-84. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37368311
  25. Сумина Т.Г., Белопашенцева А.С., Лосинская Е.О. Теория коллектива А.С. Макаренко в работе современных воспитательных систем // Социальная педагогика. — 2019. — № 2. — С. 35-39. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41356550
  26. Харченко Л.Н., Панова И.Е. Инновационная деятельность преподавателя современного вуза: обоснование системного подхода // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. — 2010. — № 4. — С. 157-161. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15199822
  27. Bakleneva S.A., Baranova L.M. Professional Development of Military University Cadets Using Modern Infomation Technologies // Components of Scientific and Technological Progress. — 2021. — No 6(60). — P. 25-28. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46451999

Библиографическая ссылка:

Обрезков А.В. Педагогические условия эффективного функционирования модели педагогического сопровождения профессионального становления курсантов военных вузов // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 1. — С.426-439. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.1.37