ISSN 2409-7616

Козловская Д.И., Козловская С.Н.

ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ И САМОЭФФЕКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.1.33

УДК 37.013

Козловская Д.И.1 (Москва, Россия) — E-mail: d.kozlovskaya@inbox.ru, Козловская С.Н.1 (Москва, Россия) — E-mail: snk4246270@mail.ru

1Российский государственный социальный университет

Аннотация. Самоактуализация и самоэффективность можно рассматривать как важные личные ресурсы будущего профессионала. Процесс повышения осведомленности и развития самоактуализации и самоэффективности студентов осуществляется на уровне университета. В статье представлены основные подходы самоактуализации и самоэффективности. Следует отметить, что в статье отмечены общие характеристики: устремленность в будущее, активность в реализации собственных возможностей, позитивный вектор ориентации личности, которые характеризуют оба процесса. Авторы считают, что процесс самоактуализации является непрерывным и связан с поддержанием и повышением самооценки путем размышления и переосмысления опыта. Это позволяет личности развиваться и меняться в процессе обучения в университете. Способность реализовать себя в мире является началом самоактуализации, которая позволяет развивать уверенность в себе. Взаимодействуя с другими людьми, будущий специалист реализует собственные возможности. Самоэффективность является важным мотивом для достижения поставленной цели, веры в успех, основанной на анализе прошлого опыта. Самоэффективность применима ко всем сферам человеческой жизни, включая действия, общение и отношения. В отличие от эффективности, концепция самоэффективности относится к убеждению, что человек способен эффективно действовать. В статье представлены результаты практического исследования особенностей самоактуализации, способствующих развитию самоэффективности в деятельности и общении студентов в университете. С другой стороны, коммуникативно-предметное поле самоэффективности создает условия для самоактуализации личности, развития позитивной направленности основных убеждений студентов. Авторы считают, что в процессе обучения в университете развиваются все параметры самоактуализации и самоэффективности студента.

Ключевые слова: самоактуализация, самоэффективность, личностные ресурсы, будущий специалист, направленность личности, субъективный контроль, компетентность.

Литература:

  1. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. – 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изд. центр «Академия», 2007. — 528 с. ISBN 978-5-89357-221-6
  2. Баранова Т.А. Показатели самоактуализации у студентов высшего учебного заведения с разной профессиональной направленностью // Вопросы методики преподавания в вузе. 2014. – № 3 (17). – С. 45-56. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22632740
  3. Берман Н.Д. Влияние самоэффективности на обучение студентов // Мир науки. Педагогика и психология. — 2020. — №2. — С. 1-8.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43171433
  4. Булынко Н.А., Коломейцев Ю.А. К проблеме самоэффективности личности в психологии // Веснік МДПУ імя І. П. Шамякіна. — 2009. — №3 (24). — С. 38-44.
  5. Гайдар М.И. Динамика личностной самоэффективности студентов психологов в период обучения в вузе // Известия ВГПУ. — 2008. — № 9. — С. 264-267. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11903321  
  6. Егорычев А.М. Образование в информационную эпоху: традиции, инновации, приоритеты // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. — 2021. — Т. 15. — С. 120-130. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=45663099
  7. Зеер Э.Ф. Взаимосвязь самоактуализации, параметров психологического времени и характеристик личности на этапе профессиональной подготовки // Научный диалог. — 2017. — №12. — С. 419-435. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32306973
  8. Зобнина Т.В. Исследование взаимосвязи стремления к самоактуализации и способности к самоуправлению у студентов университета // Вестник Костромского государственного университета. — 2019. — № 1. — С. 98-102. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37525959
  9. Капрара Дж. Психология личности / пер. с англ. В. Белоусов. – Санкт-Петербург: Питер, 2003. — 640 с.  ISBN 5-318-00404-0
  10. Козловская С.Н., Козловская Д.И. Условия и факторы решения актуальных проблем современного социального образования // III Чтения памяти В.Т. Лисовского: сб. научных трудов / под ред. Т.К. Ростовской. — Москва: Экон-Информ, 2020. — С. 148-151.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42465515  
  11. Кричевский Р.Л. Самоэффективность и акмеологический подход к исследованию личности // Акмеология. — 2001. — № 1. — С. 47-52. URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=33952946
  12. Ланских М.В., Гут Ю.Н., Сазонов Д.Н. Самоактуализация личности студентов, обучающихся на разных направлениях подготовки в системе ВПО // Педагогическое образование в России. — 2020. — № 2. — С. 159-165. DOI: 10.26170/po20-02-20
  13. Лебединская С.В. К вопросу изучения самоэффективности личности как ресурсного качества у студентов гуманитарного профиля // Ученые записки ЗабГУ. — 2017. — № 2. — С. 60-65.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29203926  
  14. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. — 2002. — № 1. — С. 56-65.
  15. Лимонова О.О. Психологическая поддержка самоактуализации личности студентов высшей школы // Мир науки. Педагогика и психология. — 2018. — № 2. — С. 1-7. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35215337  
  16. Макарова Д.Н. Психологические корреляты продуктивных и непродуктивных паттернов метакогнитивной регуляции у студентов // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. — 2021. — № 1. — С. 138-160. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44802723  
  17. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. — СПб.: Евразия, 1999.  430 с. ISBN 5-8071-0018-2
  18. Мережников А.П. Особенности самоактуализации студентов гуманитарного профиля //Ученые записки университета Лесгафта. — 2019. — № 12 (178). — С. 405-407. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42197463  
  19. Пантелеева О.Л. Взаимосвязь компонентов самореализации и самоактуализации студентов // Акмеология. — 2019. — № 1 (69). — С. 15-21. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37011772  
  20. Профессиональное образование в условиях развития информационного общества: контекст профессиональной подготовки специалистов социальной сферы: коллективная монография / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова, А.Г. Ахтян, др.; под ред. А.М. Егорычева. — М.: Изд-во РГСУ, 2020. — 378 с. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44828170
  21. Самаль Е.В. Структурные компоненты самоактуализации как составляющей самосознания личности будущего психолога // Омский научный вестник. — 2012. — №1 (105). — С. 150-154. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17914791
  22. Ященко Е.Ф. Особенности самоактуализации студентов с разной профессиональной направленностью // Психологический журнал. — 2006. — № 3. — С. 31-41.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9212400
  23. Bandura A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change // Psychological Review. — 1977. — № 2. — Р.191-215.
  24. Rogers C. Client‐centered therapy / С. Rogers. — Boston: Houghton‐ Mifflin, 1951.  560 р.
  25. Tudor K., Worrall М. Person-centred therapy: a clinical philosophy — London: Routledge, 2006. — 320 p. ISBN 1583911243
  26. White R. Motivational reconsidered: The concept of competence // Рsychological Review. — 1959. — №66. — Р.297-333.

Библиографическая ссылка:

Козловская Д.И., Козловская С.Н. Особенности самоактуализации и самоэффективности студентов в университете // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 1. — С.378-394. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.1.33