ISSN 2409-7616

Теличева Е.Г.

ИЗУЧЕНИЕ МНЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, О ВЛИЯНИИ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.1.26

УДК 37.02

Теличева Е.Г.1 (Хабаровск, Россия) — E-mail: telicheva_e@mail.ru

1Тихоокеанский государственный университет

Аннотация. Переход к информационному обществу предполагает создание развитой информационно-коммуникационной среды и интеграции в мировое образовательное пространство. Перед образовательными организациями поставлена задача – формирование специалистов новой формации, с высоким уровнем компетенций. Внедрение дистанционных форм в традиционные форматы обучения, направлены на оптимизацию образовательных процессов, посредством информационных, цифровых технологий, опираясь на наработанные знания, опыт в области науки, инженерии.  Вхождение дистанционного обучения в образовательный процесс началось задолго до появления пандемии. На законодательном уровне, электронный и дистанционный форматы закреплены, пандемия лишь ускорила их вхождение в процессы образовательных организаций. В процессе взаимодействия субъектов образовательного процесса выявлен широкий спектр проблем, требующий изучения и корректировки. В контексте заявленной темы, фокус исследования направлен на процессы, происходящие при внезапном переходе образовательной среды вуза на дистанционный формат обучения, оценке важных для студентов проблем, возникших при переходе на дистанционный формат и определение корректирующих мероприятий. Цель исследования – идентификация проблем, возникших у студентов при переходе на дистант и поиск путей нивелирования. Информационной базой исследования послужили исследования авторов по данной проблематике, результат авторского опроса. Гипотеза исследования строится на утверждении о том, что формирование организационно-управленческого механизма для преодоления проблем, возникших при включении дистанционных форм в традиционный формат обучения, позволит нивелировать проблемы переходного периода.  Изучены и проанализированы научные публикации по теме исследования; структура и содержание ФГОС ВО 3++, профессиональные стандарты. Применены общенаучные методы – систематизация, анализ, дедукция, опрос.

Ключевые слова: образовательные организации, образовательный процесс, цифровые технологии, электронное обучение, дистанционное образование, социальная среда вуза.

Литература

  1. Блоховцева Г.Г., Маликова Т.Л., Симоненко А.А. Перспективы развития дистанционного обучения // Новая наука: стратегии и векторы развития. — 2016. —  №118 (3). — С. 89-92. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27424347
  2. Болотина Н.В. Дистанционное обучение как новая форма обучения // Гуманитарный Вестник (Горловка). — 2015. — № 2.  — С. 27-34. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42336165
  3. Верхотин Д.Г. Дистанционное обучение в системе MOODLE // Вестник науки и образования. — 2019. — № 2.  — С. 78-84. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36872001
  4. Вафина Е.А., Сабанцева Е.А. Инновационные подходы преподавания на дистанционном обучении в системе профессионального обучения // Тенденции развития науки и образования. — 2020. — № 68. — С. 27-29. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44502597
  5. Девтерова З.Р. Образовательные технологии открытого дистанционного обучения // Новые технологии. — 2010. — № 1. — С. 94-95. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=14670525
  6. Ковальова К.Л., Герасименко Е.М. Дистанционное образование: современная форма обучения VS Тренд // Актуальные научные исследования в современном мире. — 2020. — № 4. — С. 144-153. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43052713
  7. Комарова Ю.А. Дистанционное обучение: отношение студентов 4 курса бакалавриата к современным тенденциям обучения // Научный электронный журнал — 2020. — № 9. — С. 174-176. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42556853
  8. Котляренко Ю.А., Симонова О.Б. Электронное обучение или дистанционное обучение (эмпирические исследования на примере иностранного языка // Казанский педагогический журнал. — 2020. — № 3. — С. 75-83. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43166517
  9. Кошева О.С., Хохлова И.Г., Дудкина С.В. Модель оценки и нивелирования проблем «шокового» перехода на дистанционное обучение в современном вузе // Вестник Пермского ун-та экономики. — 2021. — Т.16. № 3. — С. 303-321. DOI:https://doi.org/10.17072/1994-9960-2021-3-303-32110.
  10. Кутузова З.Ю., Кутузов А.В. Необходимость внедрения инновационных методов обуения в образовательный процесс в условиях перехода к дистанционным формам обучения // Экономические и гуманитарные исследования регионов. — 2021. — № 1. — С. 69-71. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45585234
  11. Лапенок М.В. Информационная среда дистанционного обучения как средство реализации индивидуализированного обучения в общей школе // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. — 2011. — № 4. — С. 19-27. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17304668
  12. Логинова Н.С., Бендрикова А.Ю., Дегтярев С.И. Дистанционное обучение: проблемы и варианты их решения (на примере опыта дистанционного обучения в АМГУ) // Межкультурная коммуникация в образовании и медицине. — 2021. — № 3. — С. 6-19. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47216081
  13. Мотрюк Е.Н. Дистанционное обучение в вузе REMOTE EDUCATION THE // Информационные технологии, проблемы, решения. — 2019. — № 3. — С. 5-10. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39148912
  14. Соколов П.В., Ченцов С.В. Технологическое обеспечение адаптивной среды обучения на базе систем дистанционного обучения // Современные наукоемкие технологии. — 2010. — № 1. — С. 94-95. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35558590
  15. Терещук К.С. Факторы успешного обучения в вузе, использующем дистанционную форму обучения // Наука вчера, сегодня, завтра. — 2017. — № 3. — С. 61-65. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28352776
  16. Терентьева Е.А. Современные технологии обучения взрослых: теоретические аспекты построения системы дистанционного обучения // Открытое и дистанционное образование. — 2006. — № 2. — С. 5-9. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12876367
  17. Шатуновский В.Л., Шатуновская Е.А. Еще раз о дистанционном обучении (организация и обеспечение дистанционного обучения) // Вестник науки и образования. — 2020. — № 9. — С. 53-56. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42816638
  18. Шитов С.Б. Мультимедиа технологии как средство обучения социального субъекта в условиях систем дистанционного обучения // Norwegian journal of development of the international science. — 2020. — № 43. — С. 62-64. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43005822
  19. Яшина Л.И. Дистанционное обучение в вузе: содержание и технологии // Вестник Сургутского государственного пед. Ун-та. — 2019. — № 1. — С. 142-147. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39211605
  20. Якобюк Л.И. Изучение влияния дистанционной формы обучения во время пандемии на результат обучения  // Мир науки, культуры, образования. — 2020. —  № 5. — С. 179-181. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44172386

Библиографическая ссылка:

Теличева Е.Г. Изучение мнения обучающихся, о влиянии дистанционного формата обучения на образовательный процесс // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 1. — С.299-310. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.1.26