ISSN 2409-7616

Воронин Р.В.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРА: ИСТОРИЧЕСКИЕ ШТРИХИ К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.1.22

УДК 37.013

Воронин Р.В.1 (Новосибирск, Россия) — E-mail: lokster1978@icloud.com

1Новосибирское высшее военное командное училище

Аннотация. Автор статьи пытается внести вклад в актуализацию проблемы, касающейся педагогической подготовки офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации, противоречия которой обострились рядом необоснованных решений начального этапа современной военной реформы. Затронув традиционные основы педагогической подготовки, реформаторы осложнили профессиональную деятельность офицера, в которой задачи обучения и воспитания личного состава, по-прежнему, занимают ведущее место. Автор обращается к историческому анализу накопления идей, принципов и основ педагогической подготовки офицеров. Даётся общий обзор идей и продуктивных педагогических решений, включая анализ исторических факторов, их обусловивших. Автор приходит к выводу о необходимости творческого исследования педагогического наследия Вооруженных Сил Российской Федерации в контексте проблемы педагогической подготовки офицера. Реализация традиционных идей и подходов связывается им с чертами национальной военной школы, её развитием. формирование ее основ – необратимый процесс, в котором главное место занимают традиции. Он убежден, что инвариантное идейное ядро педагогической подготовки российского офицера, сформировалось в культурно-историческом процессе и ни одна идея не может быть из него «выкинута» в интересах определенного видения российской военной реформы. Это должно быть учтено в интересах России, её национальной безопасности.

Ключевые слова: офицер, педагогическая подготовка, идеи, традиции, военная педагогика, военные вузы.

Литература:

  1. Алехин И.А., Кузнецов Ю.Н. Педагогический опыт обеспечения качества профессиональной подготовки офицерских кадров и иностранных военных специалистов в военных вузах России и США // Мир образования — образование в мире. — 2018. — 2 (70). — С. 56-63. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36296073
  2. Алехин И.А. Развитие теории и практики военного образования в России XVIII-начала XX века: дис. … д.п.н. М., 2004. — 636 с.
  3. Асриев А.Ю., Воронин Р.В. Развитие педагогического потенциала курсантов военных вузов на тактических занятиях // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 4. — С. 25-34. — DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.03
  4. Ахмедянов С.А., Веледов М.И., Иванова А.Д., др. Особенности обучения и военно-патриотического воспитания будущих офицеров в учебных военных центрах // Научное обозрение. Педагогические науки. — 2018. —  № 3. — С. 15-18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35087596
  5. Белин Н.А., Плотникова Е.Г., Цариев Е.А. Содержание профессиональной компетентности и ключевые компетенции успешной деятельности преподавателя военного вуза // Современные проблемы науки и образования. — 2017. — № 1. — С. 116-124. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28401272
  6. Бережнова Л.Н., Шиленин Д.А. Социокультурная обусловленность изменений профессиональной подготовки курсантов военных институтов войск национальной гвардии // Научное мнение. — 2019. — № 7-8. — С. 61-65.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41233334
  7. Гуджиков Х.Д. Основные условия, пути, способы формирования и развития педагогических знаний, умений будущих офицеров // Молодой ученый. — 2019. — № 45 (283). — С. 328-331.
  8. Гуща Р.А., Федосеева И.А. Нравственная составляющая — основа формирования профессиональных качеств будущего офицера // Перспективы науки. — 2018. — № 5 (104). — С. 97-101. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=3535375
  9. Золотовская Л.А., Фасоля А.А. Проблемы развития субъектности будущих офицеров в инновационно-деятельностной среде военного вуза // Мир образования – образование в мире. — 2016. — № 3 (63). — С. 114-120. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28865542
  10. Золотовская Л.А., Чистяков А.Н. Инноватика как элемент содержательного наполнения программ подготовки специалистов в военном вузе // Инновационные процессы в гуманитарных и общественных науках: сб. науч. тр. по матер. Междунар. научно-практич. конф. (г. Белгород, 26 марта 2021 г.). — Белгород: АПНИ, 2021. – С. 66-69. ISBN 978-5-6046136-1-0
  11. Клименко П.В. Интеграция традиций и инноваций как ресурс патриотического воспитания курсантов военного вуза. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. — Краснодар: КГУ. 2020. — 215 с.
  12. Курилов А.В., Шиленин Д.А. Специальная подготовка курсантов в военно-профессиональном образовании // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. — № 9 (199). – С. 162-165. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47144357
  13. Куршев А.В. Гражданское воспитание будущих офицеров в процессе модернизации военного образования: монография. — Казань: Казанский научно-исследовательский технологический университет (КНИТУ), 2017. — 136 с. ISBN: 978-5-7882-2369-8
  14. Лопуха Т.Л., Подмаренко А.А. Организация политического воспитания курсантов военного вуза // Мир науки, культуры, образования. — 2017. — № 3(64). — С. 25-29.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29371947
  15. Назаров А.Н. Подготовка офицерских кадров в Российском государстве, ХVIII — начало ХХ вв.: Опыт, традиции, уроки: дис. … д.и.н. — М.: Ин-т воен. истории МО РФ, 2001. — 482 с.
  16. Орленко С.П. Правовой статус выходцев из Западной Европы России XVII века // Вопросы истории. — 2000. — № 6. — С. 137-141.
  17. Походяев С.В. Профессионально-педагогическая подготовка офицеров Русской императорской армии во второй половине XIX — начале XX вв.: 1855 — 1914 гг.: дис. … к.п.н. Омск, 2015. — 207 с.
  18. Сысолятин М.В. Динамика представления курсантов о военной карьере в процессе военно-профессиональной социализации // Известия Саратовского университета. — 2018. — № 4(28). — С. 377-385. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-4-377-385
  19. Царева Н.А. Гуманизация военного образования как основа повышения общей и профессиональной культуры будущего офицера // Научное обозрение. Педагогические науки. — 2017. — № 4. —  С. 150-154. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28966869
  20. Цепин М.О. Развитие военно-педагогической теории и практики в советских Вооруженных Силах: дис. … к.п.н.: 13.00.01. — М.: 2005. — 325 с.
  21. Asriev A.Yu., Bikbaev V.M., Mavrin S.A. Foreign language education in the Interwar period and during the Second World War // Amazonia Investiga. — 2019. — Vol. 8, №22. — P. 311-323.

Библиографическая ссылка:

Воронин Р.В. Педагогическая подготовка офицера: исторические штрихи к постановке проблемы // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 1. — С.254-265. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.1.22