Петрова П.И., Каргаполова Е.В., Давыдова Ю.А.
МОДА В ОБЩЕСТВЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ: ПРОБЛЕМА ОТЧУЖДЕНИЯ
DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.1.21
УДК 330.16
Петрова П.И.1 (Москва, Россия) — E-mail: petrova4300@gmail.com, Каргаполова Е.В.1 (Москва, Россия) — E-mail: k474671@list.ru, Давыдова Ю.А.1 (Москва, Россия) — E-mail: ylkadav@mail.ru
1Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Аннотация. В современном мире роль модных знаков в процессе формирования потребления человека зачастую оказывается важнее утилитарной ценности самих товаров и услуг, им приобретаемых. На основе результатов эмпирического исследования зафиксировано, что опрошенным примерно в той же степени важно ощущать себя модными и стильными, в какой они считают, что и другим людям это важно. Респондентам либо достаточно накладно следовать современным модным трендам, либо они вообще не могут себе это позволить. Зафиксировано весьма положительное отношение респондентов к моде на экологию. Основными причинами появления и распространения тренда на экологию, по мнению опрошенных, являются страх из-за надвигающейся экологической катастрофы и объективные социально-экономические причины. Большинство респондентов оказались знакомы с темой осознанного потреблении и стремятся наносить меньший вред окружающей среде своим потреблением. Высказано предположение о том, что определяющую роль в формировании «модного» поведения играют ценностные факторы, если нет более сильных материальных, что, может являться одним из индикаторов существующего отчуждения в обществе. Данная статья безусловно не исчерпывает всей глубины проблемы отчуждения в современном обществе в процессе потребления модных знаков. Поэтому перспективы дальнейших исследований по данной теме могут быть связаны с наблюдениями за изменением общественного сознания под воздействием моды, определением причин отчуждения в этом процессе и поиском способов его преодоления.
Ключевые слова: отчуждение, мода, знаки, потребление, осознанное потребление, тренд на экологичность.
Литература:
- Алексеенко Л.В. Специфика потребления моды в обществе: анализ ключевых проблем // Социально-гуманитарные знания. — 2017. — №7. — C. 182-190. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29905389
- Алексеенко Л.В. Социология моды: классический социологический дискурс о моде // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2012. — №6. — C. 284-288. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17898452
- Ариф Э.М. Потребление в среде молодых активистов // Мониторинг. — 2019. — №1 (149). — С. 66-83.
- Березина А.П. Экология и индустрия моды // Сборник трудов международной научно-практической конференции «Инновации и дизайн». Промышленность. Инновации. Дизайн, 2020. — С. 113-116.
- Водопьянов П.А., Сидоренко И.Н.Сверхрационализация и деструктивность общества потребления// Труды БГТУ. Серия 6: История, философия. — 2017. — №2 (203). — С. 57-62. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32265699
- Гурова О.Ю. Социология моды: обзор классических концепций // Социологические исследования. — 2011. — № 8. — С. 72-82. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16802683
- Гурова О.Ю., FastFashion: быстро сшить, быстро продать, быстро выбросить. Концепция моды и потребление вещей в современном российском обществе // Экономическая социология. — 2008. — №. 5. — C. 56-67. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17791917
- Добронравова Ю.А. Устойчивая индустрия моды в ЕС: роль эко-инноваций // Beneficium. — 2019. — №2 (31). — С. 4-12. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41553002
- Евсеев В. О. Семантическая модель уровня национального самосознания // ЦИТИСЭ. — 2015. — № 1 (1). — C. 8. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23614633
- Ильин А.Н. Общество потребления и потребительская инфраструктура // Человек в мире культуры. — 2016. — №1. — С. 48-58. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26300453
- Каюмова Р.Ф., Первушина А.А. Быстрая мода: за и против // МНИЖ. — 2020. — №1-2 (91). — С. 19-22. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41813594
- Каюмова Р.Ф. К вопросу осознанного потребления в индустрии моды // МНИЖ. — 2019. — №11-1 (89). — С. 162-165. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41359915
- Конева А.В. Проблемы теории и практики моды в контексте культуры постпотребления // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. — 2019. — №1. — С. 48-62. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37154089
- Липич Т.И. Актуален ли К. Маркс сегодня? // Современные проблемы научной экономической мысли (к 200-летию со дня рождения К. Маркса): сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. — Белгород, 2018. — С. 76-80.
- Масленцева Н.Ю. Проблемное поле социологии моды // Социокультурное развитие большого Урала: тренды, проблемы, перспективы: материалы юбилейной Всероссийской научно-практической конференции XX Уральские социологические чтения — Екатеринбург: УрФУ, 2015. — С. 298-303.
- Напсо М.Д. Мода в обществе потребления // Социодинамика. — 2016. — № 9. — С. 46-51. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27374326
- Седых И.А. Индустрия моды [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://dcenter.hse.ru/data/2019/06/03/1495959454/Индустрия%20моды-2019.pdf (Дата обращения 14.12.2021)
- Старцева Н.Н., Панкова М.П. Мода в обществе постмодерна (на основе анализа трудов Ж. Бодрийяра) // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. — Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2017. — С. 518-523. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29058764
- Стоян А.А. Симуляционный аппарат построения «Общества потребления» как базис идеологической обработки и подчинения «Массового человека» (по работам Ж. Бодрийяра) // Научный журнал КубГАУ. — 2016. — №115. — С. 152-161. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25382693
- Фёдорова Е.И. Феномен моды в современном социуме // Молодой ученый. — 2017. — № 40 (174). — С. 192-195. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30114824
- Фромм Э. Иметь или быть? / Пер. с нем. Э. Телятниковой. — М: Издательство АСТ. — 2000. — 320 с.
- Fromm E. Marx’s Concept of Man. — New York: Frederick Ungar Publishing Co, 1961. — 260 p.
- Zabihidan S. Erich Fromm’s perspective about loneliness and its outcomes in education // Gênero& Direito. — 2019. — Vol. 8, №. 3. — P. 329-357. DOI: https://doi.org/10.22478/ufpb.2179-7137.2019v8n3.47577
- . Bick R. The global environmental injustice of fast fashion // Environ Health. — 2018. — Vol.92, №. 4. — P. 1-4. DOI: https://doi.org/10.1186/s12940-018-0433-7
Библиографическая ссылка:
Петрова П.И., Каргаполова Е.В., Давыдова Ю.А. Мода в обществе потребления: проблема отчуждения // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 1. — С.242-253. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.1.21