ISSN 2409-7616

Плешивцев А.Ю.

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНОСТЬ» В АСПЕКТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.1.17

УДК 373

Плешивцев А.Ю.1 (Пермь, Россия) — E-mail: anpleshivcev@yandex.ru

1Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации

Аннотация. В статье проводится феноменологический анализ понятия «социальность» в аспекте гуманитарных наук в целом и педагогической науки, в частности. Обращается внимание на то, что, являясь частью понятия «социальное воспитание», сам феномен имеет крайне неясное определение. Находясь, с одной стороны, в общем употреблении, с другой стороны понятие «социальность» не имеет четкого определения. Различается и классификация социальности как явления в различных гуманитарных науках. В педагогической науке выделяют два вида социальности: родовую и социально-общественную. В социологии данный феномен подразделяют на эпизодический и истинный. Различалось определение понятия «социальность» и на разных этапах развития человеческого общества: от традиционного до информационного. В настоящее время выделяется четыре основных направления гуманитарных наук в изучении феномена социальности: педагогика, психология, социология и биология. Представление о своем месте в обществе у человека появляется благодаря его взаимодействию с данным социумом. В процессе воспитания личности прививаются определенные социальные ценности и нормы для совместного существования в обществе с другими его членами. Тем самым через получение опыта социального взаимодействия происходит освоение социального поведения и социальных установок, которые проходят путь от внешних к внутренним. Таким образом, можно сделать вывод, что социальность как черта характера личности выражается в готовности к социальной активности и позволяет человеку комфортно существовать в обществе и выполнять как личностно значимые, так и общественно значимые функции.

Ключевые слова: социальность, социальное воспитание, социальные институты, социальное взаимодействие, социальное развитие, анализ, субъектность, индивидуальность.

Литература:

  1. Асриев А.Ю., Маврина И.А. Идеи социального воспитания в концепциях социальной педагогики в России и Германии // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. — 2021. — № 1(30). — С. 103-107. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44900602
  2. Каменева Е.Г., Силкина Т.А. Формирование социальной компетентности как базового регулятива социальной успешности подростков // Проблемы современного педагогического образования. — 2020. — № 67-3. — С. 59-62. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42963930
  3. Кошевая О. Г. Модернизация образовательной среды в кадетском учреждении как необходимое условие развития социальных компетенций кадетов // Современные проблемы науки и образования. — 2020. — № 1. — С. 6. DOI: 10.17513/spno.29475  
  4. Кужелева И.Г., Ветров Ю.П. Педагогические условия формирования социальной компетентности старшеклассников в культуросообразной среде школы // Глобальный научный потенциал. — 2019. — № 5(98). — С. 54-57. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39173497
  5. Лаврентьева З. И. Социализация и социальное развитие // Социальная педагогика: проблемы социализации детства: материалы Международной научно-практической конференции, Саратов, 29–31 марта 2007 года. — Саратов: Наука, 2007. — С. 46-52. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22914192
  6. Новак М.А. Формирование социальной успешности подростка // Вестник Оренбургского государственного университета. Электронный научный журнал. — 2019. — № 3 (221). — С. 58–64. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41538560
  7. Огородова Л.Н. Педагогическое моделирование воспитательного пространства класса в целях развития социальной компетентности подростков-школьников // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2017. — № 5. — С. 59-65. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32612834
  8. Павличенко А.А., Литвак Р.А., Болодурина Э.А. Проблема этнокультурной социализации молодежи в теории и практике // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2018. — Т. 10, № 4(42). — С. 36-45. DOI: 10.7442/2071-9620-2018-10-4-36-45
  9. Плешивцев А.Ю. Условия воспитания социальности как нравственного качества личности учащихся общеобразовательной школы // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. — 2019. — № 3. — С. 274-278. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41132073
  10. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / Мижериков В.А.; ред. Пидкасистый П.И. — Ростов н/Д: Феникс, 1998. — 540 с.
  11. Рахматулина Б.Р. Воспитание гражданственности как актуальная социальная проблема современного общества // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. — 2019. — № 2. — С. 81-85. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39110907
  12. Ромм Т.А. Педагогика социального воспитания: учебное пособие для академического бакалавриата. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. — 158 с.
  13. Рыжикова Ю.А. Инновационные способы формирования социального опыта подростков (на примере ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище») // Научный альманах. — 2018. — № 8-1(46). — С. 66-69. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35740190
  14. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. — М.: Академия, 2002. — 368 с.
  15. Сулейманов М.C. Особенности формирования социальной компетентности старшеклассников в условиях поликультурного региона // Научный аспект.  — 2013. — № 1. — С. 90-94. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20402635
  16.  Царёв И.Н. Ценностные ориентации воспитанников кадетского военного корпуса // Молодой ученый. — 2018. — №50. — С. 381-384. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36616025
  17. Шмерлина И.А. «Физика» социальности // Вестник Российской академии наук. — 2003. — Т. 73, № 6. — С. 521. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17184754

Библиографическая ссылка:

Плешивцев А.Ю. Феноменологический анализ понятия «социальность» в аспекте педагогической науки // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 1. — С.207-213. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.1.17