ISSN 2409-7616

Матрешина Д.Н., Чубарова А.Д., Каргаполова Е.В., Денисенкова Н.Н.

САМООБРАЗОВАНИЕ КАК СТИЛЬ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.1.16

УДК 374.71

Матрешина Д.Н.1 (Москва, Россия) — E-mail: d.matreshina@yandex.ru, Чубарова А.Д.1 (Москва, Россия) — E-mail: Nans.chubarova2001@yandex.ru, Каргаполова Е.В.1 (Москва, Россия) — E-mail: k474671@list.ru, Денисенкова Н.Н.1 (Москва, Россия) — E-mail: denisenkova.nn@rea.ru

1Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Аннотация. В условиях цифровизации современного общества растет потребность в самообразовании, которое для многих людей становится средством решения появившихся проблем, как личностных, так и социальных, путем приобретения дополнительных профессиональных компетенций, совершенствования ранее приобретённых и формирования новых качеств личности., самосовершенствования. Необходимость самообразования актуализировалась в период тотальной дистанционной организации учебного процесса и связана с политикой социальных ограничений. Цель исследования – проанализировать востребованность самообразования на основе контент-анализа российского периодического издания «Учительская газета» в 2010 г. и в период социальных ограничений 2020 г. Новизна исследования заключается в определении того, что количество упоминаний в «Учительской газете» о самообразовательной деятельности в 2020 г. было значительно больше, чем десять лет назад – в 2010 г. Кроме того, чаще всего упоминались семантические единицы «самообразование», «саморазвитие» и «самоорганизация». Следует отметить, что большинство авторов публикаций по исследуемой тематике — женщины. Выявлено, что предметные области, связанные самообразованием, разнообразны, — биография, спорт, здравоохранение, новые технологии, наука, трудоустройство, но чаще всего предметной областью является система образования. Отмечено, что тема самообразования в различных контекстах в большей степени затрагивалась косвенно, то есть была раскрыта частично. Перспективы дальнейших исследований нам представляются связанными с использованием опросных методов, применение которых поможет выявить более полно мнения респондентов о преимуществах самообразования для реализации человека в жизни, роли самообразования и самодисциплины при дистанционном обучении. Возможна также разработка методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по совершенствованию дистанционного обучения.

Ключевые слова: непрерывное образование, самообразование, самодисциплина, дистанционное обучение.

Литература:

  1. Бобылев А.В. Трудности в самоорганизации учебной деятельности // Ярославский педагогический вестник. — 2019. — №2 (107). — С. 30-35. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38196038
  2. Вахитов Д.Р. Анализ некоторых проблем современного онлайн обучения // Мир науки, культуры, образования. — 2021. — №3 (88). — С. 15-17. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46280253
  3. Городецкая Е.Я., Роговая Н.А. Самоконтроль в активизации учебной деятельности // Евразийский союз ученых. — 2016. — №8-4. — С. 41-43. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27642754
  4. Данилова О.А., Кондратьева И.Г. Самообразование учащейся молодежи: исторический аспект // Вестник НЦБЖД. — 2019. — №2(40). — С. 19-26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38186200
  5. Дегтярёва С.С. Опыт самоконтроля обучаемых как компонент самоуправления учебной деятельностью // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы всероссийской научно-практической конференции. — 2016. — №4. — С. 212-217. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28369777.
  6. Дьячкова М.А., Томюк О.Н. Социальные сети как образовательный ресурс // Педагогическое образование в России. — 2017. — №12. — С. 141-146. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32297855
  7. Евсеев В.О. Методология управления развитием экономических компетенций //
    ЦИТИСЭ. — 2018.- № 3 (16). — С. 13. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=36663892
  8. Ключарев Г.А., Кофанова Е.Н. Самообразование как адаптационный ресурс // Россия реформирующаяся. — 2016. — №14. — С. 282-308. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26205782
  9. Нагоева М.А., Бидова Б.Б. Структурно-функциональные характеристики самообразования // Мир науки, культуры, образования. — 2018. — №3 (70). — С. 192-193. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35330333
  10. Николаев А.С. Качество человеческого капитала // Вестник НИБ. — 2018. — №34. —  С. 190-194. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32363101
  11. Новикова И.А., Бычкова П.А., Новикова А.Л. Отношение студентов к цифровым образовательным технологиям до и после начала пандемии COVID-19 // Ценности и смыслы. — 2021. — №2 (72). — С. 23-44. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=45842665
  12. Основина Т.Ю. Методологические подходы к формированию способов самообразования в условиях дистанционного обучения // Вопросы педагогики. — 2020. — №6-2. —  С. 187-189. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43061051
  13. Смолева Н.В. Самообразование — жизненная необходимость // Педагогическая наука и практика. — 2018. — №3(21). — С. 68-70. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36315860
  14. Татаринов К.А., Бовкун Л.Е. Самообразование в цифровом обществе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2020. — №2 (31). — С. 42-44. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42930046
  15. Триндюк Т.В., Кочетова Н.Г., Лысогорова Л.В. О взаимосвязи понятий «самоорганизация» и «самообразование»// Балканское научное обозрение. — 2020. — №4 (10).-– С. 20-22. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44313748
  16. Трухин А.В. Становление и развитие проблемы самообразования в историческом аспекте // Наука и перспективы. — 2018. — №4. — С. 60-69. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39205377
  17. Умирова З.А., Юлдашева Ю.Ю. Роль дистанционного обучения в период пандемии // Academic research in educational sciences. — 2021. — №5. — С. 965-970.
  18. Шаповалова И.С., Генкин Ю.Ю. (Филонова) Онлайн перспектива в образовательных траекториях молодежи // Научный результат. Социология и управление. — 2019. — №4. — С. 91-102. DOI: 10.18413/2408-9338-2019-5-4-0-8
  19. Billett S. Distinguishing lifelong learning from lifelong education // Journal of Adult Learning, Knowledge and Innovation. — 2018. — Vol. 2, №1. — P. 1-7. DOI: 10.1556/2059.01.2017.3
  20. Lenzinka M. Self-education – old problems, new challenges // Educational Psychology. — 2019. — №16. — P. 129-143. DOI: 10.5604/01.3001.0013.6369
  21. Mihai O. Self-education and lifelong learning // International E-journal of Advances in Social Sciences. — 2021. — Vol. 7, №9. — P. 1-4. DOI:10.18769/ijasos.877846

Библиографическая ссылка:

Матрешина Д.Н., Чубарова А.Д., Каргаполова Е.В., Денисенкова Н.Н. Самообразование как стиль жизни современного человека // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 1. — С.196-206. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.1.16