ISSN 2409-7616

Иванчук О.В., Плащевая Е.В.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И ГРАНИЦЫ ПРИМЕНИМОСТИ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.1.10

УДК 371.6+61(07)

Иванчук О.В.1 (Астрахань, Россия) — E-mail: olgaiva.2401@gmail.com, Плащевая Е.В.2 (Благовещенск, Россия) — E-mail: elena-plashhevaja@rambler.ru

1Астраханский государственный медицинский университет

2Амурская государственная медицинская академия

Аннотация. В настоящее время цифровое медицинское образование является одним из стремительно развивающихся сегментов системы образования. Применение цифровых и дистанционных технологий обучения для подготовки медицинских кадров имели сравнительно недавно неоспоримые границы применимости в классическом медицинском образовании, где реализация принципов профессиональной и практической направленности через обучение у пастели больного определяло подготовку будущих врачей. В настоящих условиях, в период пандемии covid-19, данные границы стали размытыми, цифровое медицинское образование занимает твердые позиции в образовательном процессе медицинских вузов. В этой связи мы посчитали важным: 1) выявить содержание термина «цифровое медицинское образование»: 2) выявить проблемы (вызовы) цифрового медицинского образования; 3) выявить уровень сформированности цифровой грамотности и цифровых компетенций у студентов медицинских вузов и профессорско-преподавательского состава; 4) сформулировать основные положения стратегии формирования цифровой грамотности и цифровых компетенций у обучающихся и преподавателей (при необходимости). С этой целью нами был организован систематический обзор, удовлетворяющий требованиям PRISMA (Предпочтительные элементы отчетности для систематических обзоров и метаанализов), использовали альтернативные подходы к синтезу и анализу литературы, (он-лайн приложением Rayyan QCRI) и программное обеспечение ROBINS-1 для оценки риска возникновения систематической ошибки при нерандомизированных исследованиях. В результате нами сформулировано определение понятия, выявлены три группы проблем цифрового медицинского образования – этические, технические, компетентностные. Полученные данные способствовали формированию векторов для разработки стратегии цифровой трансформации медицинского вуза, охватывающей все бизнес-процессы университета (образовательную, научно-исследовательскую, административно-хозяйственную).

Ключевые слова: цифровое медицинское образование, стратегия цифровой трансформации вузов.

Литература:

  1. Бигдели Ш., Кауфман Д. Цифровые игры в медицинском образовании: ключевые термины, концепции и определения // Медицинский журнал Исламской Республики Иран. — 2017. — Т.31, №52. — С.147-159. DOI: https://doi.org/10.14196/mjiri.31.52 
  2. Бхатиа С. Использование Интернета для ухода за пациентами и медицинских исследований: перекрестное исследование среди врачей учебной больницы в Восточной Индии //Журнал семейной медицины и первичной медико-санитарной помощи. — 2018. — №5 -С. 993-997. DOI: https://doi.org/10.4103/jfmpc.jfmpc_262_17 
  3. Вентола С.Л. Социальные сети и специалисты в области здравоохранения: преимущества, риски и передовой опыт //  P&T: рецензируемый журнал для управления формулярами. — 2019. — Т. 39, №7. — С. 491-520. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4103576/
  4. Гордеева Е.В., Мурадян Ш.Г., Жажоян А.С. Цифровизация в образовании // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2021. — №. 4-1. — С.112-115. DOI: 10.24412/2411-0450-2021-4-1-112-115
  5. Зуева Н.В, Космачев В.М.,. Степанов А.Г, Шкиртиль М.А. Цифровое образование и высшая школа // Актуальные проблемы экономики и управления. — 2018. — № 4(20). — С. 92-97. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36688841
  6. Кар Ж., Карлстдт-Даке Дж., Тадок Кар Л., Позадзки П. Сотрудничество в области цифрового образования в области здравоохранения. Цифровое образование в медицинских профессиях: необходимость всеобъемлющего синтеза доказательств// Журнал медицинских инетерент исследований. — 2019. — Т.21(2). ID e12913. DOI: https://doi.org/10.2196/12913
  7. Криш Ч., Лю Ц., Нозибеле Г. Преодоление цифрового разрыва: измерение цифровой грамотности // Материалы экономических дискуссий. — 2017. — № 69. URL: http://www.economics-ejournal.org/economics/discussionpapers/2017-69
  8. Кун С., Мюллер Н., Кирхгесснер Э. Цифровые навыки для студентов-медиков — качественная оценка учебной программы 4.0 «Медицина в цифровую эпоху» // GMS. — 2020. — №37 (6). DOI: https://doi.org/10.3205/zma001353
  9. Линда Л. Whatsapp мессенджер как мобильное средство для обучения письму для студентов // JIKE. — 2018. — № 1(2). — С156-165. DOI: https://doi.org/10.32534/jike.v1i2.156 
  10. Нимават Н., Сингх С., Фичадия Н. Медицинское онлайн-образование в Индии — различные проблемы и возможные решения в эпоху COVID-19 // Достижения в медицинском образовании и практике. — 2021. — № 12. — С.237-243. DOI: https://doi.org/10.2147/AMEP.S295728 
  11. Медиаграмотность в современном мире / Отв. Силверблэт А. — Москва: Информация для всех. — 2018,  С. 26-35. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47188315
  12. О’Догерти Д., Дромей М., Лугид Дж. И.Барьеры и решения для онлайн-обучения в медицинском образовании — комплексный обзор.// BMC Медицинское образование. — 2018. — № 18. — С. 130-137. DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-018-1240-0
  13. Прокофьев А.В. Цифровизация университета: угрозы и возможности // Ведомости прикладной этики. — 2021. — № 57. — С. 10-32. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44868243
  14. Саед С., Растоджи А., Бансал А., Кумар А. Будущее электронного обучения в медицинском образовании — восприятие, готовность и проблемы в развивающейся стране// Цифровое образование. — 2021. — Т. 6. — С.1-9. DOI: https://doi.org/10.3389/feduc.2021.598309   
  15. Саксена Н., Жо Б.М. Среда виртуальной реальности для профессионального образования в области здравоохранения // Кокрановская база данных систематических обзоров. — 2018. — Т.10.  DOI: https://doi.org/10.1002/14651858  
  16. Самадбейк М. Применение технологии виртуальной реальности в обучении медицинских групп // Журнал достижений в медицинском образовании и профессионализме, — 2018. — №6 (3). — С. 123-129. URL:  https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC6039818/
  17. Строков А.А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы // Вестник Мининского университета. — 2021. — Т.8, №2. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-15
  18. Кар Л.Т, Кайяв Б.М., Датливи Г. Цифровое проблемно-ориентированное обучение в медицинских профессиях: систематический обзор и метаанализ, проведенный коллаборацией по цифровому образованию в области здравоохранения // Журнал медицинских интернет исследований. — 2019. — №21 (2). ID e12945. DOI: https://doi.org/10.2196/12945  
  19. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / Т.А. Аймалетдинов, Л.Р. Баймуратова, О.А. Зайцева, Г.Р. Имаева, Л.В. Спиридонова. Аналитический центр НАФИ. — М.: Издательство НАФИ,  2019. — 84 с.
  20. Цифровая грамотность для экономики будущего / Т.А. Аймалетдинов, Л.Р. Баймуратова, В.И. Гриценко, О.А. Долгова, Г.Р. Имаева, К.В. Смирнов.- М.: Издательство НАФИ,  2018.- 86с.
  21. Черникова И.В., Черникова Д.В. Эволюция университета в ракурсе социальной эпистемологии // Вестник Томского государственного университета. — 2018.- № 436.- С. 90-96. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=36769841

Библиографическая ссылка:

Иванчук О.В., Плащевая Е.В. Цифровизация медицинского образования: новые вызовы и границы применимости // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 1. — С.121-131. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.1.10