ISSN 2409-7616

Прасолов В.Н.

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ К ОБУЧЕНИЮ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.1.09

УДК 378+355.232.6

Прасолов В.Н.1 (Санкт-Петербург, Россия) — E-mail: prasolov.v@mail.ru

1Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации

Аннотация. В статье рассматриваются аспекты подготовки будущих офицеров к обучению военнослужащих в историко-педагогические ретроспективе. Историко-педагогические аспекты исследуемой проблемы, рассмотрены в соответствии с периодизацией, принятой в гражданской отечественной истории. Проведённый автором анализ степени исследования темы позволил сделать вывод о том, что обозначенная проблематика является актуальным объектом и предметом исследования отечественных ученых, историков и педагогов, но недостаточно исследованной в вопросе педагогической подготовки будущих офицеров к обучению военнослужащих на рубеже XVIII – XX веков. На начальном этапе исследования автором раскрываются связи профессиональной подготовки и подготовки будущих офицеров к проведению учебных занятий. С опорой на актуальные научно-теоретические источники информации и материалы отечественных исследователей в статье раскрываются этапы становления и развития военно-педагогической подготовки будущих офицеров в контексте формирования и развития у них необходимых навыков к обучению военнослужащих. В завершении работы автор делает выводы, в которых подчеркивает критерии оказавшие влияние на становление, развитие и совершенствование военно-педагогической подготовки будущих офицеров в выделенных этапах.

Ключевые слова: подготовка будущих офицеров к обучению военнослужащих, педагогическая подготовка будущих офицеров, педагогический потенциал, военно-профессиональная подготовки офицеров, педагогическая подготовки офицеров.

Литература:

  1. Акиндинов В. А. Место и роль общественных наук в целостном педагогическом процессе подготовки офицерских кадров: монография. — М.: Изд-во МГОУ, 2010. — 217 с. ISBN 978-5-7017-1577-4
  2. Алпатов Н.И. Историческая справка о кадетских корпусах России в XIX столетии // Советская педагогика. — 1944. — № 1. — С. 18–20.
  3. Антология военно-педагогической мысли России: учеб. пособие в 12 т. Ч. IV. Вторая половина XIX века / под ред. Е.А. Соколкова. — Новосибирск: Изд-во НВВКУ, 1991. — 96 с.
  4. Бондаренко С.А., Прасолов В.Н. Особенности проведения занятий по учебной дисциплине «методика и организация боевой подготовки» // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. — 2018. — № 3 (4). — С. 7–10. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36433811  
  5. Бондаренко С.А., Прасолов В.Н. Роль учебной дисциплины «Методика и организация боевой подготовки» в формировании военно-профессиональных компетенций // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. — 2020. — № 1 (10). — С. 11–14. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42995841
  6. Горемыкин В.П.Военное образование: цель – на развитие // Вестник военного образования. — 2017. — № 1. — С. 4-12. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30273270
  7. Дрозд Е. В. Особенности подготовки офицерских кадров в военно-учебных заведениях Российской империи: дис. … к-та пед. наук: 13.00.01:  [Текст] / Е. В. Дрозд // Елец, 2012. — 212 с. . URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19366817
  8. Каморников В. Ф. Учебная и воспитательная работа в военных и юнкерских училищах в России (1863–1917 гг.): дис. …канд. ист. наук: 07.00.02 / Каморников Виктор Федорович. — Москва, 2008. — 263 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16181982
  9. Карлова Е.Н., Григоров А.Ю. Система военного профессионального образования вооруженных сил: этапы постсоветской трансформации // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. — 2020. — № 4. — С. 243. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44357258 
  10. Лопуха Т.Л., Суслов Д.В., Ярославцева Н.В. Военно-педагогическая подготовка офицеров: история проблемы // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 3 (20). — С. 31-42. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39135350
  11. Лопуха А.Д., Марковчин С.Г. Развитие педагогических идей становления педагогического потенциала будущих офицеров в Российской и Советской военных школах // Мир науки, культуры, образования. — 2020. — № 5 (84). — С. 114-117. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44172358
  12. Пестов В.А., Дробот И.С. Исторический опыт развития военного образования в России. Военно-исторический журнал. 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://history.milportal.ru/istoricheskij-opyt-razvitiya-voennogo-obrazovaniya-v-rossii (дата обращения: 08.01.2022).
  13. Пестов В.А. История и перспективы развития военного образования в России. —  М: ВА РВСН, 2001. —  С.114-120.
  14. Попов А. В. Становление системы ускоренной профессиональной подготовки офицерских кадров в СССР в годы великой отечественной войны: дис. … к-та пед. наук: 13.00.01:  [Текст] / А. В. Попов. — Воронеж, 2017. — 178 с.
  15. Походяев С. В. Профессионально-педагогическая подготовка офицеров Русской императорской армии во второй половине XIX — начале XX вв.: 1855 — 1914 гг.: дис. … к-та пед. наук: 13.00.01:  [Текст] / С. В. Походяев. — Омск: 2015, 207 с.
  16. Советская военная энциклопедия (в 8 томах). — М.: Воениздат, 1978, Т.2.
  17. Терещенко А.Г. Становление и развитие военно-педагогического образования в России: методология, история, приоритеты современности: монография. — Воронеж: Военный авиационный инженерный университет, 2012. — 274 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25020251
  18. Терещенко А.Г. Методологические аспекты исследования военно-педагогического образования и тенденции его современного развития: монография. — Воронеж: ВВА, 2013. — 168 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24849255

Библиографическая ссылка:

Прасолов В.Н. Этапы подготовки будущих офицеров к обучению военнослужащих в историко-педагогической ретроспективе // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 1. — С.108-120. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.1.09