ISSN 2409-7616

Ахметгареева Э.В., Байназаров И.Н., Газизов Р.Р., Зарипова Л.А., Хасанов Р.Р.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЙ ХАРАКТЕР ФОРМИРОВАНИЯ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ (ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ И ГЕОГРАФИИ)

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.1.03

УДК 372.8

Ахметгареева Э.В.1 (Уфа, Россия) — E-mail: akhmetgareeva.elvira@mail.ru, Байназаров И.Н.2 (Петропавловск-Камчатский, Россия) — E-mail: bainazar@yandex.ru, Газизов Р.Р.1 (Уфа, Россия) — E-mail: rad8308@mail.ru, Зарипова Л.А.1 (Уфа, Россия) — E-mail: la30-6@mail.ru, Хасанов Р.Р.3 (Уфа, Россия) — E-mail: khvrar1@gmail.com

1Башкирский государственный университет

2Камчатский государственный технический университет

3Башкирский государственный педагогический университет

Аннотация. Отдельные аспекты картографических знаний могут получить полезное применение в процессе обучения учащихся, по ряду школьных дисциплин. Это прежде всего относится к грамотному при­менению на уроках по различным дисциплинам некоторых видов учебных карт, к которым приходится прибегать учителям в том случае, когда надо проиллюстрировать пространственное раз­мещение конкретных явлений, изучаемых по программам различных дисцип­лин. В данной статье рассматриваются возможности использования карт на уроках истории. Особый акцент делается на тесную связь при формировании картографических знаний у учителей истории и географии. Подобный параллелизм в применении одинаковых по охвату территории карт, естественно, облегчает согласованный подход к учету их особенностей в работе учителей как географии, так и истории. В связи с этим географ при ознакомлении учащихся с особенностями мировых карт обязательно со­поставляет их с мировыми картами, которыми им предстоит поль­зоваться, например, на уроках истории, обращает внимание на единообразие принятых для карт проекций, характера искажений. Применяя описанный подход, следует учитывать, и то, что учитель географии при работе с экономическими картами тоже проводит парал­лель с соответствующими «сходными» историческими картами, а в ряде случаев, если есть возможность, привлекает некоторые из них.

Ключевые слова: школа, география, история, картографические знания.

Литература:

  1. Адельмурзина И.Ф., Бигильдина Э.Р., Ижбулатова Э.А. Роль топонимических знаний в воспитании любви к природно-культурному наследию своего края (на примере Белорецкого района республики Башкортостан) // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 3(29). — С. 7-23. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46631155
  2. Бигильдина Э.Р., Кузнецова И.В., Хамматова Р.С. Роль возрождения казачества на территории Башкортостана для военно-патриотического воспитания подрастающего поколения // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 2 (28). — С. 7-17. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46336223
  3. Дарендорф М.В., Федотова М.Ю. Формирование картографических знаний, умений и навыков у обучающихся на уроках истории // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. — 2020. — № 2. — С. 43-46. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43898822
  4. Зарипова Л.А., Псянчин А.В., Хизбуллина Р.З. История становления метеорологических наблюдений на востоке России и в ряде восточных странах // Oriental Studies. — 2020. — Т.13, № 4. — С.890-901. DOI: https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-50-4-890-901
  5. Камаева К.Д. Исторический подход в методике обучения географии // Азбука образовательного пространства. — 2018. — № 1(2). — С. 20-24. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32854884
  6. Кочетова Е.А. Межпредметные связи как средство формирования метапредметных результатов // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. — 2015. — № 3 (4). — С. 306-308. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25139641
  7. Латыпов Т.А., Манаев Э.Ф., Хизбуллина Р.З. Работа с картографическим, графическим материалом с учащимися на уроках географии (на примере изучения стран «БРИКС») // Современные наукоемкие технологии. — 2016. — № 1-1. — С. 133-137. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25510540   
  8. Радченко Л.К., Мартынов Г.П. Картографический аспект познания окружающей действительности // Вестник СГУГИТ (Сибирского государственного университета геосистем и технологий). — 2021. — Т.26, №4. — С. 83-93. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46663930
  9. Саравайский А.Л. Вклад географической науки в школьное образование // Известия Российской академии наук. Серия географическая. — 2006. — № 5. — С. 124-127. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9316688
  10. Севостьянова Д.П. Карта на уроках географии, как вспомогающий элемент при обучении в средней и старшей школе // Тенденции развития науки и образования. — 2020. — № 68-4. — С. 93-96.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44502616
  11. Судаков А.В. Методологическая основа изучения истории формирования географических представлений о природе региона // Псковский регионологический журнал. — 2016. — № 1 (25). — С. 108-121. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25984142
  12. Тутарищева М.К., Тутаришев А.К. Реализация межпредметных связей как одно из направлений повышения качества образования // Вестник Майкопского государственного технологического университета. — 2018. — № 4. — С.132-136. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36961279
  13. Файрушина С.М. Формирование эколого-ориентированных компонентов и умений при изучении географии в школе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2010. — № 5. — С. 186-192. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23090461
  14. Эмирова М.Е. Результаты опытно-экспериментальной работы по реализации разработанной методики формирования основ картографической грамотности у младших школьников // Проблемы науки современные и образования. — 2021. — № 3. — 22 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46511460
  15. Эфендиева Ш.Т., Абдулвагабова С.А. Формирование картографических знаний и умений у учащихся в курсе изучения школьной географии // Известия Дагестанского государственного педагогического университета // Психолого-педагогические науки. — 2020. — Т.14, № 1. — С. 119-122. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45837336

Библиографическая ссылка:

Ахметгареева Э.В., Байназаров И.Н., Газизов Р.Р., Зарипова Л.А., Хасанов Р.Р. Межпредметный характер формирования картографических знаний (при изучении истории и географии) // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 1. — С.32-42. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.1.03