ISSN 2409-7616

Егорычев А.М., Ахтян А.Г., Кретинин А.С.

СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.58

УДК 37.018.11

Егорычев А.М.1 (Москва, Россия) — E-mail: chelovekcap@mail.ru, Ахтян А.Г.1 (Москва, Россия) — E-mail: AhtyanAnna@mail.ru, Кретинин А.С.2 (Москва, Россия) — E-mail: cit-sr@mail.ru

1Российский государственный социальный университет

2Центр инновационных технологий и социальной экспертизы

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, касающиеся вопросов российской семьи, её состояния как важного социального института российского государства и общества. Актуальность проблемы исследования определяется, прежде всего, наличием затяжного кризиса, в котором находится российская семья, а также той важной роли, которую она играет в устойчивом развитии страны. Целью исследования являлось выявление тех компонентов семьи, которые в своей совокупности, позволяют её считать социально-педагогическим институтом. Подчеркивается важность семьи и семейного воспитания в формировании личности подрастающего поколения. Авторы стоят на позиции, что семья — это основной социальный институт воспитания, в котором ребенок, на основе взаимной любви, получает социальный опыт и путевку в жизнь.  Выделены основные функции современной семьи, дана им краткая характеристика; выявлены и охарактеризованы факторы, определяющие благополучия российской семьи; определены условия, успешного существования и развития социального института семьи, как семейного коллектива. Авторы считают, что, представленные базовые функции семьи в интегральном единстве с факторами её успешного существования, создают предпосылки для прочного и долговременного союза мужчины и женщины в огромном дуальном мире. Рассмотренная и обозначенная в статье сложная ситуация, сложившаяся с российской семьёй и результаты проведенного исследования, позволили сделать соответствующие умозаключения, касающиеся социального института российской семьи, которые сегодня не столь оптимистичны как хотелось бы.

Ключевые слова: российская семья, социальный институт семьи, семейные ценности, функции семьи, воспитание в семье.

Литература:

  1. Активизация в социальной работе с семьей: коллективная монография / О.И. Бородкина и др.; под ред. О.И. Бородкиной, В.А. Самойловой. — СПб: Скифия-принт, 2013. — 171 с.  ISBN 978-5-98620-098-9
  2. Болотова А.К. Специфика семьи как социальной системы // Семья и современный социум, серия: семья и дети в современном мире: коллективная монография. / под ред. В.Л. Ситникова, С.А. Бурковой, Э.Б. Дунаевской. — СПб.: Социально-гуманитарное знание, 2017. 466 с.  ISBN 978-5-9909004-2-4
  3. Бутенко И.А. Трансформация семьи как социального института // Социосфера. — 2017. — № 2. — С. 16-19. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29427129
  4. Вельская О.Н. Факторы благополучия семьи: удовлетворенность браком, сплоченность и гибкость // Вестник Университета Российской академии образования. — 2017. — № 3. — С. 57-61. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30450968
  5. Горбань А.В. Антропологический кризис как состояние общества переходного периода // Культура народов Причерноморья. — 2011. — № 214. — С. 124-127.  URI: http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/65102
  6. Егорычев А.М., Ахтян А.Г. Воспитание ребенка в традициях русской культуры: монография / под ред. А.М. Егорычева. — М.: РГСУ, 2018. — 178 с.  ISBN 978-5-7139-1360-1
  7. Здоровье. Образование. Безопасность: коллективная монография / под ред. В.Л. Ситникова, С.А. Бурковой, Э.Б. Дунаевской. — СПб.: «Социально-гуманитарное знание», 2017. — 280 с.  ISBN: 978-5-9909004-3-1
  8. Клинцова М.Н. Современная Российская семья: основные тренды // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. — 2018. — № 1(197). — С. 20-24. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32809688
  9. Никитская Е.А., Гаврилина А.А. Теоретические основы изучения функций семьи как социального института  // Научное обозрение. Педагогические науки. — 2019. — № 3 (1).  — С. 101-104. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38506244
  10. Павлов Б.С. Сбережение социального института родительской семьи как залог воспроизводства демографического благополучия регионального социума (теоретические посылы и практика анализа (1971-2021 гг.)) // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. — 2021. — № 3. — С. 62-81. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46662554
  11. Развитие ребенка в семье: коллективная монография / под ред. В.Л. Ситникова, С.А. Бурковой, Э.Б. Дунаевской. — СПб.: Социально-гуманитарное знание, 2017.- 500 с. ISBN 978-5-9909004-1-7
  12. Раззакова Р.С. Матчанова Д.Ю. Семья и ее основные функции в воспитании здорового поколения // Теория и практика образования в современном мире: матер. IX Междунар. науч. конф. — СПб: Свое издательство, 2016. — С. 133-136.
  13. Российская семья и благополучие детей: монография / В.П. Авдеева, О.Н. Бурмыкина и др.; отв. ред. И.И. Елисеева. — М.: ФНИСЦ РАН, 2021. — 304 с. DOI 10.19181/monogr.978-5-89697-360-7.2021
  14. Ростовская Т.К. Егорычев А.М., Роль государственной семейной политики в формировании и развитии традиционных семейных ценностей: исторический аспект // Вопросы психического здоровья детей и подростков. — 2017. — № 1 (17). — С. 52-57. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28824678
  15. Семейная экосистема человека: монография / З.Х. Саралиева, Г.Л. Воронин, С.А. Судьин, Д.А. Шпилев, и др. — Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2018. — 225 с.  ISBN 978-5-93116-205-8
  16. Семья и демографические процессы в современной России: монография / Т.К. Ростовская, В.Н. Архангельский, А.Е. Иванова, О.В. Кучмаева, В.Г. Семенова; под ред. Т.К. Ростовской; ФНИСЦ РАН. – М.: Изд-во «Экон-Информ», 2021. — 257 с.  DOI: 10.19181/monogr.978-5-907427-21-1.2021
  17. Семья и современный социум, серия: семья и дети в современном мире: коллективная монография / под ред. В.Л. Ситникова, С.А. Бурковой, Э.Б. Дунаевской. — СПб.: Социально-гуманитарное знание, 2017. — 66 с.  ISBN 978-5-9909004-2-4
  18. Семья: феноменология повседневности: коллективная монография / под ред. Е.С. Элбакян, Г.С. Широкаловой. — Н. Новгород: НГСХА, 2016. — 444 с.  ISBN 978-5-903180-98-1

Библиографическая ссылка:

Егорычев А.М., Ахтян А.Г., Кретинин А.С. Семья как социально-педагогический институт воспитания ребенка // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 4. — С.635-646. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.58