ISSN 2409-7616

Федосеева И.А.

ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА ВУЗА – ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.57

УДК 378

Федосеева И.А.1 (Санкт-Петербург, Россия) — E-mail: fedoseevairina60@gmail.com

1Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации

Аннотация. В статье представлен терминологический анализ понятия «среда», проведена параллель между средой и предметной средой. Представлены функции предметной среды. Автор высказывает опасения о последствиях виртуального поля на процесс социализации личности, опираясь на труды А.В. Мудрика, В.П. Казначеева, Е. Ямбурга и др. В этой связи обозначена значимость предметной среды в становлении и развитии личности, подчеркивается ее важность в сохранении ценностей российского государства, влиянии на воспитание подрастающего поколения. Указывается, что в новом тысячелетии идет акцент на культивирование «праздной жизни», получение «удовольствия». Горизонтальные потоки, связанные с традициями «увядают», предоставляя место вертикальным течениям, связанные с обогащение людей. Автор разделяет позицию Е. Ямбурга о мировоззренческом, нравственном, психологическом кризисе, которые способствуют формирования равнодушия, пессимизма, социального эскапизма. Опираясь на статистические данные, в статье подчеркивает, что виртуальный мир лишает наш мозг питания, с другой стороны, гаджеты обеспечивают комфортность жизни современного человека. Автор делает вывод, что посредством предметной среды необходимо пересматривать формы, методы работы с молодежью, вовлекать ее в социально-значимые проекты, направленные на решение задач нравственного становления личности, ее гражданской позиции.

Ключевые слова: среда, образовательная среда, предметная среда, воспитание, мировоззренческий кризис, психологический кризис, нравственный кризис.

Литература:

  1. Егорычев А.М., Ростовская Т.К. Перспективы развития профессионального образования в условиях глобализации мирового сообщества // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 1. — С. 55-64. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.05
  2. Егорычев А.М. Образовательная среда как средство и механизм воспитания // Опыт и перспективы развития воспитания в системе образования: матер. Всероссийских XXIV социально-педагогических чтений с международным участием, посвященные 30-летию Российского государственного социального университета, 26 марта 2021 года / под ред. Л.В. Мардахаева. [Электрон. дан.] — М.: РГСУ, 2021. — 259 с.).  ISBN 978-5-713950-06-4
  3. Егорычев А.М. Институт воспитания в информационном обществе: сохранение исторической преемственности // Педагогическое образование и наука. — 2021. — № 2. — С. 13-17. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46541525
  4. Казначеев В.П. Ноосферная экология и экономика человека. Проблемы «Сфинкса XXI века»: монография / В.П. Казначеев, А.А. Кисельников, И.Ф. Мингазов. — Новосибирск, 2006. — 448. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=21230052
  5. Козлов А.В. Влияние мировых трендов развития высшего образования на формирование личности будущего офицера / А.В. Козлов, С.П. Потанин, Н.В. Романенко // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. — 2021. — № 1. — С. 12-17. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44703723
  6. Козырев В.А. Гуманитарная образовательная среда педагогического университета: сущность, модель, проектирование: монография. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. — 328 с.  ISBN 5-8064-0840-X
  7. Митяева А.М. Егорычев А.М., Фомина С.Н. Современные подходы к функционированию и развитию отечественного образования // Ученые записки Орловского государственного университета. — 2017. — № 4 (77). — С. 272-279. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34938908
  8. Егорычев А.М., Фомина С.Н., Ростовская Т.К., Мардахаев Л.В., Сизикова, др.; под ред. А.М. Егорычева. — М.: Изд-во РГСУ, 2019. — 352 с. ISBN: 978-5-7139-1384-7
  9. Профессиональное образование в условиях развития информационного общества: контекст профессиональной подготовки специалистов социальной сферы: коллективная монография / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова, А.Г. Ахтян, др.; под ред. А.М. Егорычева. — М.: Издательство РГСУ, 2020. — 378 с. ISBN: 978-5-7139-1404-2
  10. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. — 2018. — Т. 9, № 3. — С. 71–80. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36598708
  11. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / общ. ред. А.Ю. Согомонова. — М.: Политиздат, 1992. — 542 с. ISBN 5-250-01297-3
  12. Социальная педагогика: теоретико-методологические основы и перспективы развития: кол. монография / Л.В. Мардахаев, А.М. Егорычев, Г.М. Кертаева, Ш.Т. Таубаева, др.; под ред. Л.В. Мардахаева. — М.: Перспектива, 2019. — 304 с.  ISBN: 978-5-88045-384-9
  13. Социальная педагогика в сохранении и развитии социального здоровья подрастающего поколения российского общества: коллективная монография / Егорычев А.М., Ростовская Т.К., Шимановская Я.В., др. / под ред. А.М. Егорычева. — М.:  Изд-во РГСУ, 2017. — 232 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32162781
  14. Стрельникова Л. Цифровое слабоумие // Химия и жизнь — XXI век. — 2014. — №12. — С. 42-47.
  15. Системные риски управления при реализации государственной политики в области образования и науки: анализ проблемной ситуации, риски и их идентификация / Е.М. Анохина, Ю.В. Косов, В.Г. Халин, Г.В. Чернова // Управленческое консультирование. — 2016. — № 10. — С. 8–26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27511991
  16. Федосеева И.А. Проблемы социального воспитания подрастающего поколения в условиях цифровизации // Педагогическое образование и наука. — 2021. — № 2. — С. 43-46. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46541530
  17. Ямбург Е.А. Цивилизационный кросс-культурный кризис и его отражение на поле образования // Медиация в образовании: поликультурный контекст: матер. I Междунар. конф. (Красноярск, 24–26.10.2019 г.). — Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2019. — С. 48-50. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44566958

Библиографическая ссылка:

Федосеева И.А. Предметная среда вуза – важнейший фактор подготовки выпускника // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 4. — С.626-634. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.57