ISSN 2409-7616

Савинов А.М., Игнатьев С.Е.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ РИСУНКОМ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.34

УДК 378

Аннотация. Актуальность исследования вызвана необходимостью проектирования педагогических взаимоотношений между педагогом и обучающимися на занятиях рисунком. Применены методы: наблюдение за процессом выполнения рисунков, анализ рисунков и педагогический эксперимент. Проведена систематизация различных вариантов взаимоотношений, выявлены положительные и отрицательные стороны различных взаимоотношений в учебном процессе по рисунку. Предложен оптимальный вариант педагогических взаимоотношений, который может быть достигнут в процессе освоения художественной грамоты по рисунку. Даны рекомендации по проектированию педагогических взаимоотношений. Выявлено, что спроектированные и внедренные в практику обучения рисунку высокопродуктивные педагогические взаимоотношения оказывают влияние на эффективность обучения художественной грамоте по рисунку.  Авторы считают, что выстраивание педагогических взаимоотношений в учебном процессе или отдельных его составляющих, представляет собой создание таких вариантов взаимоотношений, которые являются оптимальными для взаимодействия преподавателя и студента. Основная задача педагога – определить тип взаимоотношений, который осуществляет студент, и выстроить параллельно свой, отвечающий его педагогическим устремлениям. Проектируя и реализуя на практике высокопродуктивные педагогические взаимоотношения, педагог сможет избавиться и от своих непродуктивных взаимоотношений со студентами, тем самым существенно повысить эффективность обучения художественной грамоте по рисунку. Материалы статьи предназначены для преподавателей рисунка, осуществляющих художественно-графическую подготовку студентов.

Ключевые слова: преподавание рисунка, художественная подготовка по рисунку, педагогические взаимоотношения, межличностные взаимоотношения, проектирование педагогических взаимоотношений.

Литература:

  1. Абдурасулов Р.А. Влияние педагогических способностей на формирование взаимоотношений между учителем и учеником / Р.А. Абдурасулов, Ш. Атабаев, Б. Султонов // Психологические науки: теория и практика: матер. III Междунар. научной конф. (Москва, 20–23.06.2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 62-64. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23673312
  2. Батракова И.С., Глубокова Е.Н., Писарева С.А., Тряпицына А.П. изменения педагогической деятельности преподавателя вуза в условиях цифровизации образования // Высшее образование в России. — 2021. — Т. 30, № 8-9. — С. 9-10. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-9-19
  3. Безопасная образовательная среда: кросс-культурный анализ на материалах России и США: коллективная монография / В.В. Абраменкова, А.М. Егорычев, В.В. Зарецкий, С.А. Игумнов, С.Л. Коул, Л.В. Мардахаев, М. Пайва-Солсбери, др. — М.: РГСУ, 2020. — 414 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43922948
  4. Воронова О.П. Роль педагогического общения во взаимоотношениях преподавателя и студентов / О.П. Воронова, К.В. Одокиенко // Наука и современность. — 2010. — № 3-1. — С. 220-224. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21065897
  5. Духовность и социальное служение. Ценностный мир российской молодежи: коллективная монография / Т.К. Ростовская, С.Н. Фомина, др. В 3-х т. Т.1. / под ред. Т.К. Ростовской, А.М. Егорычева. — М.: Перспектива, 2018. — 296 с. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35216662
  6. Егорычев А.М. Институт воспитания в информационном обществе: сохранение исторической преемственности // Педагогическое образование и наука. — 2021. — № 2. — С. 13-18. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46541525
  7. Егорычев А.М., Мардахаев Л.В. Духовные ценности в русском мире: условия выживания и развития в XXI веке // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. — 2018. — № 6 (814). — С. 61-71. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38499969
  8. Ершова О.В. Актуальные проблемы обеспечения педагогического взаимодействия в вузах РФ // Непрерывное образование: XXI век. — 2019. — № 1 (25). — С. 37-43. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37264939
  9. Илюшина Н.И. Педагогические и психологические основы работы преподавателя вуза по формированию культуры взаимоотношений студентов // Парадигмальный диалог в отечественном педагогическом знании: матер. научно-практ. конф. с международным участием (Москва, 24.03.2016 г.). — М.: Перо, 2016. — С. 60-70. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26077151
  10. Коротаева Е.В. Проблемы подготовки к педагогическому взаимодействию в современных профессиональных стандартах // Педагогическое образование в России. — 2018. — № 2. — С. 28-34. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32502358
  11. Лапшова А.В., Тюмина Н.С. Теоретические аспекты профессионально-педагогического общения в вузе // Международный студенческий научный вестник. — 2018. — № 2. — С. 75. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34930457
  12. Ломов С.П. Профессиональный рост учителя изобразительного искусства в системе мастер-классов // Современное художественное образование: путь к успеху: сб. матер. Междунар. научно-практ. конф. (Москва, 21–22.11.2019 г.) / сост. Н.В. Курбатова, Г.В. Черемных. — М.: «Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки», 2020. — С. 150-153. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44792240
  13. Полупан К.Л. Интерактивная интеллектуальная среда — цифровая технология непрерывного образования // Высшее образование в России. — 2018. — Т. 27, № 11. — С. 90-95. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-11-90-95
  14. Профессиональное образование в условиях развития информационного общества: контекст профессиональной подготовки специалистов социальной сферы: коллективная монография / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова, А.Г. Ахтян, др.; под ред. А.М. Егорычева. — М.: Изд-во РГСУ, 2020. — 378 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44828170
  15. Профессиональное образование в России: вызовы, состояние, направление развития: коллективная монография // Егорычев А.М., Фомина С.Н., Ростовская Т.К., Мардахаев Л.В., Сизикова, др.; под ред. А.М. Егорычева. — М.: Изд-во РГСУ, 2019. — 352 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41222164
  16. Ростовская Т.К. Контакты социальной жизни: роль и влияние на формирование гармоничного человека и счастливого общества // Alma-mater (Вестник высшей школы). — 2021. — № 5. — С. 76-82. DOI: https://doi.org/10.20339/AM.05-21.076   
  17. Савинов А.М. Система преподавания П.П. Чистякова как пример профессиональной деятельности художника-педагога // Педагогика искусства. — 2010. – № 3. – С. 114-120. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15529594
  18. Сериков В.В. Педагогические закономерности развития личности // Учебный год. — 2020. — № 1(59). — С. 28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42837625
  19. Социальная педагогика в сохранении и развитии социального здоровья подрастающего поколения российского общества: коллективная монография // Егорычев А.М., Ростовская Т.К., Шимановская Я.В., др. / под ред. А.М. Егорычева. — М.:  Изд-во РГСУ, 2017. – 232 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32162781

Библиографическая ссылка:

Савинов А.М., Игнатьев С.Е. Проектирование педагогических взаимоотношений на занятиях рисунком // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 4. – С.360-376. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.34