ISSN 2409-7616

Аникина М.Л., Галиев К.М., Даутова Т.А., Зубков Л.А., Хизбуллина Р.З.

РОЛЬ И МЕСТО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.33

УДК 372.891

Аникина М.Л.1 (Уфа, Россия) — E-mail: ya.anikinamariya@yandex.ru, Галиев К.М.1 (Уфа, Россия) — E-mail: callwhile@gmail.com, Даутова Т.А.1 (Уфа, Россия) — E-mail: dautova_07@mail.ru, Зубков Л.А.2 (Калининград, Россия) — E-mail: levzubkov99@gmail.com, Хизбуллина Р.З.1 (Уфа, Россия) — E-mail: hizbullina@yandex.ru

1Башкирский государственный университет

2Балтийский федеральный университет им. И. Канта

Аннотация. На современном этапе обучения особую актуальность приобретает проблема повышения качества учебно-воспитательного процесса в соответствии с новыми требованиями ФГОС. В таких условиях педагогам предметникам необходимо более точно подходить к анализу осуществляемой деятельности, что позволит выявить текущие проблемные моменты, требующие решения. В контексте данной статьи авторами проводится комплексный анализ преподавания одного из предметов школьного курса — курса социально-экономической географии. Цель статьи заключается в теоретическом анализе проблем преподавания социально-экономической географии в школе, а также выявлении путей их решения. Так, на наш взгляд, главной проблемой преподавания указанной дисциплины является сложность повышения качества подготовки обучающихся вследствие воздействия ряда причин: это нехватка часов, низкая мотивация обучающихся, сложность практического внедрения инновационных технологий обучения, и многие другие. В ходе статьи авторами применялись методы анализа и синтеза литературных педагогических источников, на основе которых, в совокупности с практическим опытом преподавания, методами наблюдения, сравнения и абстрагирования, были выявлены объективные проблемы преподавания социально-экономической географии в школе. Применение метода проблемного обучения, диалогового метода и дискуссии, в совокупности с внедрением наглядно-демонстративного материала (видеоролик) позволяет повысить мотивацию обучающихся и сформировать у них повышенный собственный интерес к теме. Как показывает практика, немаловажным становится предоставление возможности в выражении собственной позиции по проблеме, что создает дискуссионное поле, в рамках которого происходит тесное взаимодействие обучающихся с педагогом.

Ключевые слова: социально-экономическая география, проблемы преподавания, практика, проблемное обучение, мотивация.

Литература:

  1. Аджиева Ф. М., Грехова И. П. Особенности профессионального выгорания педагогов, находящихся на разных этапах профессионального становления // Тенденции развития науки и образования.  — 2020. — № 64-3. — С. 162-165. DOI 10.18411/lj-08-2020-111
  2. Андреева Э.А., Даутова Т.А., Уразова А.И.  Проблемы современных крупных российских городов. В сборнике: Актуальные проблемы социального, экономического и информационного развития современного общества. всероссийская научно-практическая конференция, посвящённая 100-летию со дня рождения первого ректора Башкирского Государственного Университета Чанбарисова Шайхуллы Хабибулловича. — Уфа: Аэтерна, 2016. — С. 186-189. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=26655454
  3. Даутова Т.А., Пастух Е.С. Урбанизация — благо или зло для планеты? В сборнике: Актуальные проблемы социального, экономического и информационного развития современного общества. Материалы II ежегодной Всероссийской научно-практической конференции. -Уфа: Башкирский государственный университет, 2017. — С. 447-451. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29797364
  4. Елдашева Г.В. Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе // Вестник науки и образования. — 2019. — № 11-4(65). — С. 54-56. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38546774
  5. Малкова Т.В., Баранов А.Ю. К вопросу о роли преподавателя в повышении внутренней мотивации обучающихся // Вопросы педагогики. — 2021. — № 3-1. — С. 171-174. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44847724
  6. Мендель В. В., Тринадцатко О. А. Аспекты использования информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе // Современные проблемы науки и образования. — 2020. — № 2. — С. 176. DOI: http://doi.org/10.17513/spno.29755
  7. Митькина А.Д. Проблемное обучение в современном образовании // Вестник науки и образования. — 2019. — № 5(59). — С. 56-59. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37100310
  8. Москвин К.М. Cущность смешанного обучения на этапе профилизации среднего общего образования // Непрерывное образование: XXI век. — 2019. — № 3(27). — С. 40-46. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41105790
  9. Пенченкова А.С., Трапезникова И.В. О реализации концепции развития географического образования в образовательных организациях Белгородской области // Вестник Белгородского института развития образования. — 2021. — Т. 8, № 1(19). — С. 179-191. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44929475
  10. Петрова Н.Н. География в школе: проблемы и перспективы // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. — 2019. — №3. — С. 30-37. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41302181
  11. Петрова Н.Н., Солодухина Н.Н., Базанов А.С. География в школе: проблемы научно-методического сопровождения концепции // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. — 2021. — № 2. — С. 50-57. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46318118
  12. Саттарова Г.А., Хизбуллина Р.З., Бакиева Э.В. Географические ошибки: их виды, причины, пути и способы устранения // Педагогический журнал Башкортостана.  — 2021.  — № 2(92). — С.62-73. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46254834
  13. Скиперских Д.С. Влияние депрессивных состояний на учебную мотивацию в юношеском возрасте // Молодежная наука: тенденции развития. — 2020. — № 4. — С. 27-33. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44434639
  14. Сухарева Е.В. Выбор педагогических технологий, как способ повышения мотивации обучающихся // Тенденции развития науки и образования. — 2019. — № 49-2. — С. 67-72. DOI: http://doi.org/10.18411/lj-04-2019-41
  15. Тимиряева Д.Ф. Профилактика профессионального выгорания у педагогов в учреждении среднего общего образования // Modern Science. — 2020. — № 12-4. — С. 389-392. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44458253
  16. Фурсова Д.В., Кузина М.Д. Факторы, влияющие на возникновение синдрома эмоционального выгорания у педагогов // Инновационные научные исследования. — 2021. — № 6-3(8). — С. 225-234. DOI: http://doi.org/10.5281/zenodo.5529115
  17. Шамшина Т.В. Географическая грамотность — неотъемлемая часть социализации современного человека // Альманах мировой науки. — 2020. — № 2(38). — С. 68-69. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42695885
  18. Шевченко И.А., Скворцова А.А., Соловьева К.А., Опыт организации и использования проблемного обучения учащихся в курсе географии России // Современные проблемы науки и образования. — 2020. — № 4. — С. 61. DOI: http://doi.org/10.17513/spno.30037
  19. Шмакова А.П., Москалева Э.Ф., Селезнева Е.К. Методические затруднения учителей в процессе использования инновационных педагогических технологий // Поволжский педагогический поиск. — 2020. — № 3(33). — С. 42-47. DOI: http://doi.org/10.33065/2307-1052-2020-3-33-42-47

Библиографическая ссылка:

Аникина М.Л., Галиев К.М., Даутова Т.А., Зубков Л.А., Хизбуллина Р.З. Роль и место социально-экономической географии в формировании личности современного школьника // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 4. – С.349-359. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.33