ISSN 2409-7616

Руднев И.Ю., Игнатьев С.Е.

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСШЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.31

УДК 378

Руднев И.Ю.1 (Москва, Россия) — E-mail: iyu.rudnev@mpgu.su, Игнатьев С.Е.1 (Москва, Россия) — E-mail: se.ignatev@mpgu.su

1Институт изящных искусств, Московский педагогический государственный университет

Аннотация. Статья посвящена особенностям применения ЭОР и ДОТ в высшем художественно-педагогическом образовании. Отличительной чертой нашего времени является глобальная информатизация всех сфер жизни общества и человека в нём, в том числе, и системы образования, как важнейшей части социальной сферы. Это касается всех предметных областей, уровней и компонентов образовательной системы, а, следовательно, — и высшего художественно-педагогического образования. Данное обстоятельство не снимает традиционных целей и задач этой образовательной сферы, а даёт ей новые средства, способы, инструментарий, формы и процессы. Подготовка будущих педагогов-художников в данных условиях — это не только формирование у студентов универсальных компетенций для будущей профессиональной деятельности, но, прежде всего, воспитание и развитие основ духовности, добра, нравственности, эстетического вкуса и познания методологии, теории, методики и технологии предметных областей, в т. ч. через преемственность традиций, культуры, искусства с помощью традиционных и новых средств обучения — дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Авторы стоят на позиции того, что дистанционные технологии и электронные средства обучения в художественном образовании, следует рассматривать как особый фактор культурной и художественной динамики, как эффективный инструмент для улучшения качества и доступности высшего художественно-педагогического образования, под которым следует понимать не изобретение и внедрение чего-то нового, а качественную органическую комбинацию элементов художественных традиций, базирующихся на прошедших проверку временем нестареющих подходах и методиках.

Ключевые слова: информатизация, художественно-педагогическое образование, электронные образовательные ресурсы, дистанционные технологии, профессиональная деятельность, компетенции.

Литература:

  1. Абросимов А.Г. Развитие информационно-образовательной среды высшего учебного заведения на основе информационных и телекоммуникационных технологий. Дисс. на соиск. уч. ст. докт. пед. наук по специальности 13.00.02. — Теория и методика обучения и воспитания. — Москва: ИОиСО РАО, 2005.
  2. Баранова Е.В., Симонова И.В. Развитие информационно-технологической компетентности студента в системе педагогического образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2018. — № 190. — С. 116-124.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36642699
  3. Буцык С.В. Информационные ресурсы образовательной среды российских вузов: проблемы сравнительной оценки // Вестник культуры и искусств. — 2017. — №1 (49). — С. 45-49. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28904444
  4. Гура В.В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред. — Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ. 2007. — 320 с.  ISBN 978-5-9275-0301-8
  5. Егорычев А.М., Ростовская Т.К. Перспективы развития профессионального образования в условиях глобализации мирового сообщества // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 1. — С. 55-64. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.05
  6. Егорычев А.М. Образование в информационную эпоху: традиции, инновации, приоритеты // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. — 2021. — Т.15. — С. 120-130.URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45663099
  7. Зенков А.Р. Образование в условиях пандемии: возможности и ограничения цифрового обучения // Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН. — 2020. — № 3. — C. 51-64. DOI: https://doi.org/10.20542/afij-2020-3-51-64
  8. Игнатова Н.Ю. Образование в цифровую эпоху: монография. — Нижний Тагил: Уральский федеральный университет, 2017. — 128 с. ISBN 978-5-9544-0083-0
  9. Игнатьев С. Е., Игнатьева А. В. К вопросу о современных проблемах художественного образования // Современные проблемы высшего образования. теория и практика: Актуальные проблемы творческого образования в период пандемии / Специальный выпуск; под ред. С.М. Низамутдиновой. — М.: Перспектива. 2021. — С. 424–430. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44782291 
  10. Коновалов А.А., Сокольникова Н.М., Ломов С.П. и др. Теория и методика общего и профессионального образования: музыка и изобразительное искусство: монография / под ред. А.А.Коновалова. — М.: МПГУ. 2021. — 256 с.  ISBN 978-5-4263-0988-3
  11. Осипова О.П., Основные этапы педагогического проектирования и экспертизы электронных образовательных ресурсов // «Открытое и дистанционное образование» 2015. — № 2(58). — С. 76–83. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=24004882
  12. Профессиональное образование в условиях развития информационного общества: контекст профессиональной подготовки специалистов социальной сферы: коллективная монография / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова, А.Г. Ахтян, др.; под ред. А.М. Егорычева.  — М.: Издательство РГСУ, 2020. — 378 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44828170
  13. Профессиональное образование в России: вызовы, состояние, направление развития: коллективная монография // Егорычев А.М., Фомина С.Н., Ростовская Т.К., Мардахаев Л.В., Сизикова, др.; под ред. А.М. Егорычева. — М.: Изд-во РГСУ, 2019. — 352 с. ISBN 978-5-7139-1384-7
  14. Руднев И.Ю. Управление исследовательской деятельностью в образовательных организациях // Ученые записки ИУО РАО. — 2019. — № 3 (71). — С. 67–70. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42458680
  15. Руднев И.Ю. Роль живописи в обучении дизайнеров // Бизнес. Образование. Право. — 2020. — № 2 (51). — С. 356–361.  DOI: 10.25683/VOLBI.2020.51.207  
  16. Фасоля А.А., Сливин Т.С. Электронные образовательные ресурсы: современное состояние и противоречия // Мир образования — образование в мире. — 2017. — № (4). — С. 106-114. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32475330
  17. Чистов П. Д., Игнатьев С. Е. Школа дидактики художественного образования академика С. П. Ломова // Право и практика. — 2017. — № 3. — С. 208–212. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30047379

Библиографическая ссылка:

Руднев И.Ю., Игнатьев С.Е. Особенности применения электронных образовательных ресурсов и дистанционных технологий в высшем художественно-педагогическом образовании // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 4. – С.325-333. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.31