ISSN 2409-7616

Гатиева Л.Х.-М., Черняева Е.В., Тиллаев А.Х.

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ВУЗОВСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.29

УДК 378

Гатиева Л.Х.-М.1 (Магас, Россия) — E-mail: gatieva.lida@yandex.ru, Черняева Е.В.2 (Москва, Россия) — E-mail: bela-bagira@mail.ru, Тиллаев А.Х.3 (Ташкент, Республика Узбекистан) — E-mail: tillayev.alisher@inbox

1Ингушский государственный университет

2Московский государственный технический университет гражданской авиации

3Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства

Аннотация. Адаптация студентов к обучению в вузе давно изучалась отечественными педагогами и психологами. Многие ученые рассматривают адаптацию студентов – в недавнем прошлом школьников — к обучению в вузе как один из видов их общей адаптации, которая понимается, с одной стороны, как приспособление личности к постоянным внешним условиям, с другой — как активное взаимодействие самого человека на эту среду. В данной статье рассматриваются теоретические и прикладные аспекты управления профессионально-личностным развитием студентов в вузовской образовательной среде в процессе их адаптации к учебному процессу. Профессионально-личностное развитие студентов рассматривается в контексте реализации компетентностного подхода, а также личностно-ориентированных образовательных технологий. При этом образовательная среда вуза рассматривается как фактор и ресурс профессионально-личностного развития студентов. Данные блоки обеспечивают многомерность образовательной среды, включающей в себя подсистемы, характеризующиеся как среда обучения и среда воспитания. Вместе с тем, необходимо проработать вопросы управления развитием образовательной среды, способной эффективно решать вопросы построения образовательной практики.

Ключевые слова: профессионально-личностное развитие, вуз, адаптация, образовательная среда, компетентностный подход, вузовские образовательные технологии, механизмы адаптации к образовательной среде, социализация студентов, воспитательные практики в вузе.

Литература:

  1. Андриенко Е.В. Социально-психологические аспекты воспитания как феномена гуманизации // Гуманитарные проблемы военного дела. — 2018. — № 1 (14). — С. 181-185. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35581520
  2. Албитова Н.В., Пашкова С.Е., Инновационные подходы в развитии системы профориентации в субъектах Российской Федерации // ИнноЦентр. — 2018. — № 4 (21). — С. 326-330. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36972787
  3. Асадулина И.Г., Басова В.М., Волк Н.В. Педагогический класс: поиски, проблемы, перспективы // Педагогика. — 1994. — № 6. — C. 55-58.
  4. Байдак В.Ю. Содержание и методика адаптационной подготовки студентов-курсантов математических специальностей вузов: дис. … канд. пед. наук. — Орел: Орловский гос. ун-та, 2000. — 204 с.
  5. Безопасная образовательная среда: кросс-культурный анализ на материалах России и США: коллективная монография / В.В. Абраменкова, А.М. Егорычев, В.В. Зарецкий и др. — М.: РГСУ, 2020. — 414 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43922948
  6. Бережнова Л.Н. Понимание образовательной депривации — специфика педагогического образования в современности // Специфика педагогического образования в регионах России. — 2020. — № 1 (13). — С. 8-9. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44893889
  7. Панов В.И. Проблемы и возможные риски социализации в условиях ускорения научно-технологического прогресса // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. — 2021. — Т. 4, № 2 (11). — С. 4-11. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46635023
  8. Профессиональное образование в условиях развития информационного общества: контекст профессиональной подготовки специалистов социальной сферы: коллективная монография / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова, А.Г. Ахтян, др.; под ред. А.М. Егорычева. — М.: Издательство РГСУ, 2020. — 378 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44828170
  9. Профессиональное образование в России: вызовы, состояние, направление развития: коллективная монография // А.М. Егорычев, С.Н. Фомина, Т.К. Ростовская, Л.В. Мардахаев и др.; под ред. А.М. Егорычева. — М.: Изд-во РГСУ, 2019. — 352 с.  ISBN 978-5-7139-1384-7
  10. Рунова С.А. Социально-профессиональная адаптация студентов первого курса к условиям педагогического вуза: дис. … к. п. наук. — Брянск: БГУ, 2000. — 200 с.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15977542
  11. Свиридов Н.А. Адаптационные процессы в среде молодёжи (Дальневосточная ситуация) // Социологические исследования. — 2002. — № 5. — С. 90-95.
  12. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. — М.: Школа-пресс, 1995. — 384 с.  ISBN 5-88527-081-3
  13. Соловьева Н.В. Формирование умений самостоятельной работы слушателей подготовительных курсов как средство их адаптации к обучению в вузе: дис. … канд. пед. наук. — Ленинград, 1986. — 269 с.
  14. Социальная педагогика в сохранении и развитии социального здоровья подрастающего поколения российского общества: коллективная монография / Егорычев А.М., Ростовская Т.К., Шимановская Я.В., др. / под ред. А.М. Егорычева. — М.:  Изд-во РГСУ, 2017. — 232 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32162781
  15. Трушников Д.Ю. Воспитание в вузе: гуманистический аспект: монография. — Тюмень: ТюмГНГУ, 2006. -132 с.
  16. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: монография // Избранные труды: в 2 т. — М.: Воронеж, 2005. — Т. 1. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20083637
  17. Шамардина М.В., Шумакова Н.Д., Исследования проблематики интеллекта в контексте жизнестойкости подростков// Тенденции развития науки и образования. — 2018. — № 34-2. — С. 14-18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32399159
  18. Hardy K. The teacher as counselor in the teaching-learning process // Epitheorisi Symvouleftikis kai Prosanatolismou. — 1998. — No. 46-47. — Р. 33-63.

Библиографическая ссылка:

Гатиева Л.Х.-М., Черняева Е.В., Тиллаев А.Х. Адаптация студентов к вузовской образовательной среде в контексте профессионально-личностного развития // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 4. – С.298-308. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.29