ISSN 2409-7616

Квитковская А.А., Козловская Д.И., Козловская С.Н.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЯЮЩЕГОСЯ МИРА ПРОФЕССИЙ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.27

УДК 373.58

Квитковская А.А.1 (Москва, Россия) — E-mail: eangelina@yandex.ru, Козловская Д.И.1 (Москва, Россия) — E-mail: d.kozlovskaya@inbox.ru, Козловская С.Н.1 (Москва, Россия) — E-mail: snk4246270@mail.ru

1Российский государственный социальный университет

Аннотация. В современных условиях развития российского общества особую актуальность приобретает изучение вопроса влияния социально-педагогических условий, на профессиональное самоопределение школьников в условиях изменяющегося мира профессий. В российской экономике происходящие изменения вызвали перемены в сфере профессий, которые более востребованы на рынке труда, что привело к изменению социального престижа и статуса профессий. Данные условия существенно влияют профессиональный выбор школьников. Это подтверждают и результаты исследования, которые были получены Worldskills Russia при поддержке Министерства просвещения. Было выявлено, что 5% опрошенных определились с профессией, а более 70% школьников пока не определились, какую выбрать профессию. Данная проблема должна решаться совместными усилиями на разных уровнях. Особая роль в профессиональном самоопределении школьников отводится школе, высшему образованию, средне профессиональному образованию, обществу и семье. В процессе образования школьники получают новые знания, продолжается воспитание личности, которая готова к самостоятельным решениям и способна к самоопределению себя в профессиональной деятельности. При этом каждый школьник, получает возможность активно определять свою жизненную позицию в будущей профессиональной деятельности в профессиональном пространстве. Под влиянием средств массовой информации, внешнего окружения в сознании школьника формируется представление о престижных и не престижных профессиях, востребованных и не востребованных специальностях, хорошо зарабатывающих и низкооплачиваемых специалистах. Данный подход во многом обесценивает идею о том, что каждая профессия является по своему хорошей, тем самым происходит процесс навязывания школьнику «чужого» мнения, которое абсолютно не соответствует, ни его способностям, ни объективным потребностям рынка труда. Авторы считают, что профессиональное самоопределение старшеклассников является многофакторным личностным процессом, на который оказывают влияние социально-педагогические условия.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессия, социально-педагогические условия, деловая игра, выбор профессии.

Литература:

  1. Болучевская В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий: монография. — Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. — 264 с.  ISBN 978-5-9652-0115-0
  2. Глебова Г.Ф., Грачёва Ю.В. Исследование проблем и условий оптимизации процесса профессионального самоопределения студентов (из опыта Смоленского государственного университета) // Непрерывное образование: XXI век. — 2015. — №2 (10). — С. 48-67. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23730437
  3. Егорычев А.М., Ростовская Т.К. Перспективы развития профессионального образования в условиях глобализации мирового сообщества // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 1 (27). — С. 55-64. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45645416
  4. Ильина О.Б. Профессиональное самоопределение современных подростков: проблемы и пути их решения // Психологическая наука и образование psyedu.ru. — 2014. — №3. — С. 255–263. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22413121
  5. Исмагилова Ф. С. Профессиональное консультирование: учеб. пособие. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2011. — 210 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24251326
  6. Козловская С.Н., Козловская Д.И. Роль вуза в профессиональном воспитании будущего специалиста по социальной работе // Профилактика зависимостей. — 2019. — № 4 (20). — С. 90-93. — ID: 41478610 URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41478610
  7. Кретова Н.А. Процесс профессионального самоопределения: принципы, содержание // Научные исследования в образовании. — 2009. — № 2. — С. 24a-27. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13082664
  8. Пашкевич А.В. Основы проектирования социально-педагогических условий профессионального самоопределения студентов бакалавриата // Вестник ЧГПУ. — 2009. — №11-2. — С. 119-130. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23133625
  9. Плешаков В.А. О тренинге как психолого-педагогической технологии // Проблемы педагогического образования: сб. научных статей. Вып. 34 / под ред. В.А. Сластенина и Е.А. Левановой. — М.: МПГУ, МОСПИ, 2009. — С. 53–55.
  10. Профессиональное образование в условиях развития информационного общества: контекст профессиональной подготовки специалистов социальной сферы / О.А. Аникеева, О.О. Афанасьева, А.Г. Ахтян, М.В. Вдовина, А.М. Егорычев, др.; под ред. А.М. Егорычева. — М.: РГСУ. — 378 с. 2020. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44828170
  11. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. — М.: Академия, 2008. — 318 с.URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20099605
  12. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. — М.: Первое сентября, 2004. — 223 с. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19930729
  13. Создание эффективной команды в реальные сроки: Три аспекта тренинга Командообразования / под ред. Г.К. Шараборовой. — М.: Изд-во МГОУ, 2013. — 94 с.  ISBN 978-5-8288-1426-8
  14. Старовойтова Л.И. Социальное профессиональное образование в современной системе образования // ЦИТИСЭ. — 2017. — №4 (13). — С. 15. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32336964
  15. Старовойтова Л.И., Козловская С.Н., Шимановская Я.В. Ресурсы и факторы инновационного развития подготовки специалистов социальной сферы в России // Человеческий капитал. — 2014. — № 11 (71). — С. 16–20.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22838392
  16. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие. — М.: Академия, 2007. — 122 с.  ISBN 5-7695-3691-8
  17. Shestak V., Gura A., Borisova U., Kozlovskaya D. The role of social networks in the organization of the educational process and learning // International Journal of Interactive Mobile Technologies. — 2021. — Vol. 15, № 11. — С.96-112. DOI: https://doi.org/10.3991/ijim.v15i11.21545

Библиографическая ссылка:

Квитковская А.А., Козловская Д.И., Козловская С.Н. Социально-педагогические условия, влияющие на профессиональное самоопределение школьников в условиях изменяющегося мира профессий // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 4. – С.272-286. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.27