ISSN 2409-7616

Воронцова И.А., Константиниди В.В.

РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕШЕНИИ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ОБРАЗОВАНИЯ: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.23

УДК 372.8

Воронцова И.А.1 (Владикавказ, Россия) — E-mail: bekoevamarina@mail.ru, Константиниди В.В.1 (Владикавказ, Россия) — E-mail: bekoevamarina@mail.ru 

1Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова

Аннотация. В соответствии с требованиями нового государственного образовательного стандарта основного общего образования, ведущим видом деятельности обучающихся выступает учебно-исследовательская деятельность. Это говорит о том, что каждый обучающийся должен овладеть способами проведения научно-исследовательской работы и оформлением ее результатов. Однако, в современной практике преподавания пока еще доминируют репродуктивные методы обучения, когда преподаватель транслирует готовые знания, а от обучающихся требуется чисто механическое восприятие этих знаний и их воспроизведение без самостоятельного поиска и использования дополнительной информации. Такое отношение к образовательному процессу в школе привело к противоречию между необходимостью развития способностей у обучающихся к самостоятельному добыванию новых знаний через исследовательские методы и отсутствием в общеобразовательных организациях целенаправленной работы по акцентуации личностной позиции обучающегося в образовательной среде на основе усвоения субъективно новых знаний. В статье, указывая на ценность непрагматических компонентов обучения в процессе формирования устойчивых исследовательских ориентаций. Автором доказывается тезис о том, что пересечение гносеологического, методологического, социального и экзистенциального срезов образовательной деятельности в условиях информационного прорыва, социальной изменчивости и неустойчивости современной интеллектуальной сферы требуют компетентностного подхода к обозначенной проблеме, выработки определенных ценностных иерархий, способствующих формированию у обучающихся подлинно исследовательского отношения к действительности. Образование рассматривается как обретение онтологической открытости в процессе преодоления несовершенства в познании, включение субъекта в научную историю и культуру, умение творчески использовать научные знания в различных сферах жизни.

Ключевые слова: образовательный процесс, ценность образования, исследовательская деятельность обучающихся, экзистенциальной стороне обучения.

Литература:

  1. Блинов А.О., Рудакова О.С. Решение стратегических задач реформирования системы образования РФ на основе адаптации передового зарубежного опыта // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. — 2011. — № 4. — С. 87-94. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17067099
  2. Власов В.В. Решение задач и система образования в информационном обществе // Ученые записки ИИО РАО. — 2008.  — № 28. — С. 20-24. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15191987
  3. Гришина И.В. Управление качеством образования: развитие инновационного образовательного поведения // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. — 2018. — № 3. — С. 8-15. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37741213
  4. Задоя Е.С. Современные проблемы образования и некоторые пути их решения // Фундаментальные исследования. — 2007. — № 10. — С. 98-99.
  5. Колдина М.И. Научно-исследовательская компетентность как педагогическая категория // Символ науки: международный научный журнал. — 2015. — № 10-1. — С. 169-171. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24392732
  6. Коновалова Г.В. Философия современного образования: понимающая педагогика как новая парадигма образования // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2013. — № 30. — С. 71-75. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20801851
  7. Кузнецова А.Я. Гуманистическая философия образования: комплексная концепция // Философия образования. — 2006. — № 1 (15). — С. 43-49. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12833656
  8. Макаркин Н.П., Селяев В.П. Решение задач интеграции науки, образования и культуры в регионе // Интеграция образования. — 1997. — № 1-2. — С. 8-12. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19049762
  9. Морозов В.В. Философия современного образования // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2011. — № 20. — С. 10-14. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21156098
  10. Наумов Н.Д. Философия образования и проблема формирования личности: философский аспект // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. — 2010. — № 2. — С. 44-49. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17725039
  11. Пантелеева О.О. Научно-исследовательская деятельность – инновация в довузовском образовании // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. — 2015. — № 4 (169). — С. 65-70. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25478795
  12. Породенко В.А., Ануприенко С.А., Бондаренко С.И. Научно-исследовательская деятельность студентов как инновационный метод в образовании // Международный журнал экспериментального образования. — 2013. — № 4-1. — С. 238-240. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20218863
  13. Сафронов В.В., Григорьев И.В., Попов А.Н., Ткачук А.В. Решение задач повышения качества образования с использованием методов исследования операций // Труды международного симпозиума «Надежность и качество». — 2009. — Т. 1. — С. 124-127 URL:. https://elibrary.ru/item.asp?id=15601202
  14. Сергейчик Е.М. Философия образования и педагогика // Философские науки. — 2009. — № 8. — С. 6-19. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16443030
  15. Хлопова Т.П., Романов Д.А., Полянский А.В. Принципы управления качеством дидактического процесса // Успехи современного естествознания. — 2007. — № 10. — С. 80-81 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9935316

Библиографическая ссылка:

Воронцова И.А., Константиниди В.В. Роль исследовательской деятельности в решении фундаментальных задач образования: философский аспект // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 4. – С.228-237. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.23