ISSN 2409-7616

Гатиева Л.Х.М., Ибрагимов И.Д., Шарипова Э.И., Позоян О.Г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ПОИСК СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.19

УДК 378

Гатиева Л.Х.М.1 (Магас, Россия) — E-mail: gatieva.lida@yandex.ru, Ибрагимов И.Д.2 (Пятигорск, Россия) — E-mail: ibragimid@mail.ru, Шарипова Э.И.3 (Москва, Россия) — E-mail: ehi.sharipova@mpgu.su, Позоян О.Г.4 (Москва, Россия) — E-mail: oksana-pozoyan@mail.ru

1Ингушский государственный университет

2Пятигорский государственный университет

3Московский педагогический государственный университет

4Современная школа бизнеса

Аннотация. В статье рассматриваются современные теоретические представления об образовательной среде как факторе и ресурсе профессионально-личностного развития студентов, анализируются стратегии развития образовательной среды в контексте реализации компетентностного подхода, реализации личностно-ориентированных технологий обучения, индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Акцент ставится на необходимости разработки механизмов эффективного управления развитием образовательной среды вуза в решении комплекса учебно-воспитательных задач. Если учитывать интенсивность притока иностранных студентов в отечественные вузы, для которых образовательная среда является иноязычной, то значение формирования оптимальной, комфортной образовательной среды и поиск наиболее эффективных стратегий ее создания, функционирования и оптимизации является одной их актуальных вопросов образования. На каждом этапе своего развития образовательной среде требуется стратегия построения, связанная с разработкой наиболее эффективных в данный момент механизмов управления развитием образовательной среды, алгоритма ее построения с учетом актуальных запросов образовательной практики.

Ключевые слова: образовательная среда, профессионально-личностное развитие, управление образовательным процессом, индивидуализация обучения, компетентностный подход.

Литература:

  1. Александрова И.Э. Технология обеспечения безопасной для здоровья школьников организации обучения в цифровой образовательной среде: гигиеническая оптимизация урока и расписания // Школьные технологии. — 2019. — № 2. — С. 45-52. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38583438
  2. Бережнова Л.Н. Полиэтническая образовательная среда: монография. – СПб.: Изд-во РГПУ, 2003. — 366 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19903349
  3. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности. Психологические механизмы регуляции социального поведения. — М.: Наука. 1979. — 219-232.
  4. Игнатова Н. Ю. Образование в цифровую эпоху. Монография. — Нижний Тагил: УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2017. — 128 с.  ISBN 978-5-9544-0083-0
  5. Калинина Н.В., Калинин И.В. Социальная адаптация школьников в инклюзивной школе: ресурсы и возможности. Общество: социология, психология, педагогика. ‑ 2016. ‑ № 5. — С. 34-36. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26138736
  6. Краснощеченко И.П. Ценностные основания профессиональной подготовки психологов // Прикладная юридическая психология. — 2016.  — № 1 (34). — С. 29–37. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25781274
  7. Лодде О.А., Ситникова С.Ю. Теоретический анализ дефиниции «образовательная среда вуза» как системного представления // Современные проблемы науки и образования. — 2020. — № 6. — С. 215. DOI: 10.17513/spno.30354
  8. Мерзон Е.Е. Проектирование модели формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза // В мире научных открытий. — 2012. — № 2-4. — С. 100–116. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17876916
  9. Панов В.И. парадоксальность и природа одаренности: экопсихологический подход  // Ярославский психологический вестник. — 2020. — №3 (48). — С. 26–34. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44423511 
  10. Профессиональное образование в условиях развития информационного общества: контекст профессиональной подготовки специалистов социальной сферы: коллективная монография / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова, А.Г. Ахтян, др.; под ред. А.М. Егорычева. — М.: Издательство РГСУ, 2020. — 378 с.  ISBN: 978-5-7139-1404-
  11. Профессиональное образование в России: вызовы, состояние, направление развития: коллективная монография // А.М. Егорычев, С.Н. Фомина, Т.К. Ростовская, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова и др.; под ред. А.М. Егорычева. – М.: Изд-во РГСУ, 2019. – 352 с.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41222164
  12. Рунова С.А. Социально-профессиональная адаптация студентов первого курса к условиям педагогического вуза: дис … канд. пед. наук. – Новокузнецк: Новокузнецкий государственный педагогический институт, 2000. — 200 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15977542
  13. Слободчиков В.И., Исаев. Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. – М.: Школа-пресс, 1995. — 384 с.  ISBN 5-88527-081-3
  14. Соловей Д.В., Спирина В.И. Особенности образовательной среды военного вуза // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. — 2019. — № 2. — С. 36-44. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38587112
  15. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности / Монография.  – М.: Изд-во МПСИ. 2005. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20083637
  16. O’Rourke, J. Inclusive Schooling: If It’s So Good – Why Is It So Hard to Sell? // International Journal of Inclusive Education. — 2015. — Vol.19 (5). — Р. 530–546. DOI: 10.1080/13603116.2014.954641

Библиографическая ссылка:

Гатиева Л.Х.М., Ибрагимов И.Д., Шарипова Э.И., Позоян О.Г. Образовательная среда вуза как предмет педагогических исследований: поиск стратегий развития // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 4. – С.187-195. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.19