ISSN 2409-7616

Гогицаева О.У.

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.13

УДК 378

Гогицаева О.У.1 (Владикавказ, Россия) — E-mail: gogitsaeva@yandex.ru

1Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова

Аннотация. Статья посвящена исследованию проблемы профессиональной идентичности в психолого-педагогической литературе. Автором статьи, на основе анализа достаточно большого объема источников, выделены следующие показатели и условия формирования профессиональной идентичности педагога-психолога: представление педагога-психолога о своей профессиональной группе; фактор удовлетворенности своим трудом, выбранной профессией, как способом самореализации. Понятие «профессиональная идентичность» в исследованиях отечественных ученых базируется на принципах системности и взаимообусловленности психических процессов; генетической взаимосвязанности компонентов идентичности. В статье структура профессиональной идентичности рассматривается как совокупность устойчивых связей между следующими компонентами, обеспечивающими ее целостность и тождественность самой себе: когнитивный компонент, в который входят профессиональные знания и умения, влияющие на формирование представления человека о выбранной профессии и его отношение к ней, профессиональная самооценка. В статье доказывается тезис о том, что в формировании профессиональной идентичности значимая роль принадлежит личностному самоопределению. Идентичность автором рассматривается с точки зрения комплексного психологического явления, то есть как совокупность основных качеств личности в динамичной структуре, которая может видоизменяться в процессе трансформации условий среды. Проведенное автором статьи теоретическое исследование зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературы показало не только широкое использование понятия идентичности, но и то, что единства в трактовке данного феномена не существует. В процессе изучения теоретических основ, посвященных проблеме профессиональной идентичности, мы обращали внимание на подходы ученых к структуре рассматриваемого феномена в соответствии с когнитивным, мотивационным, ценностным компонентами.

Ключевые слова: идентификация, профессиональная идентичность, структура профессиональной идентичности, психология формирования профессиональной идентичности.

Литература:

  1. Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность как ресурс повышения социальной ответственности руководителя // Вестник университета. — 2012. — № 19. — С. 217-220. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18819193  
  2. Климов Е.А., Буякас Т.М., Зотова Н.Н. Трудности и перспективы становления профессионала // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2014.-  № 3. — С. 48-52. URL:
  3. Колмыкова М.А., Селиверстова Н.И. Профессиональная идентичность как основа профессиональной культуры чиновника // Вестник Поволжского института управления. — 2017. — Т. 17, № 2. — С. 71-78. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29197313
  4. Корниенко А.А. Профессиональная идентичность как феномен интенциональности сознания // Педагогический журнал. — 2018. — Т. 8, № 6A. — С. 240-247. https://elibrary.ru/item.asp?id=37145393
  5. Лебедева Н.В., Иосибадзе Л.Ш. Профессиональная идентичность социального работника: теоретический анализ // Современные тенденции развития науки и технологий. — 2015. — № 4-6. — С. 61-65. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23940679
  6. Недопекина А.Н. Личностная и профессиональная идентичность: психологическая характеристика и их взаимосвязь // Студенческая наука и XXI век. — 2018. — № 2-2. — С. 320-323. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38216140
  7. Нор-Аревян О.А., Посухова О.Ю., Шаповалова А.М. Профессиональная идентичность как предмет научно-исследовательских практик // Социально-гуманитарные знания. — 2016. — № 11. — С. 65-75. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27488055
  8. Панченко Т.А., Долгих Н.П. Профессиональная идентичность студентов бакалавриата как фактор мотивации учебной деятельности // Проблемы высшего образования. 2015. № 1. С. 143-145. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25668952
  9. Психология личности / Ананьев Б.Г., Божович Л.И., Выготский Л.С. и др. Самара, 2002. Том 2 Отечественная психология (4-е издание). — Самара:  БАХРАХ-М, 2002. 544 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28858482
  10. Поварёнков Ю.П. Психологическая периодизация профессионального и карьерного развития личности: монография. — Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2020. — 179 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44714817
  11. Тернер Д.С., Оукс П.Д. Значение концепции социальной идентичности для социальной психологии применительно к индивидуализму, интеракционизму и социальному влиянию // Британский журнал социальной психологии. — 1996. — №25. — С 237-252.
  12. Тимофеева Т.С. Профессиональная идентичность психолога как структурно-личностное новообразование // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. — 2019. — № 2 (37). — С. 88-94. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38499828
  13. Шпота В.А. Профессиональная идентичность специалиста: сущность, этапы формирования // Вестник Брянского государственного университета. — 2008. — № 1. — С. 140-143. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11969914
  14. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. — М.: Прогресс, 2010. — 86с.
  15. Marcia J.E. Development and validation of ego-identity status // J. of Personality, 2010,  pp. 551-558.

Библиографическая ссылка:

Гогицаева О.У. Проблема профессиональной идентичности в психолого-педагогической литературе: теоретический аспект // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 4. – С.129-136. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.13