ISSN 2409-7616

Фомина А.П.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.01

УДК 371.485

Фомина А.П.1 (Москва, Россия) — E-mail: sacha-fomina@yandex.ru

1Государственный гуманитарно-технологический университет

Аннотация. Автор отмечает, что реальность современного мира, когда произошло отрицание идеалов и ценностей советской эпохи, приведшее к разрушению духовно-нравственного развития России, заставляет заново осмыслить вопросы формирования ценностей подростков и внести новые элементы в систему их воспитания. Осознание проблем привело в начале XXI века к изменению государственной образовательной политики. В новых законодательных документах (Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», «Стратегия развития воспитания до 2025 года», «Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании») обозначены цели, задачи, содержание перспективы государственной политики в сфере образования в первой четверти XXI века. В 2019 году сотрудниками Института стратегии развития образования РАО была разработана примерная программа воспитания в рамках государственного задания. Она призвана помочь педагогам страны выявить и реализовать воспитательный потенциал образовательного процесса в целях решения задач Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. 2 июня 2020 года программа была утверждена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Однако, программа не раскрывает механизма формирования ценностей и требует конкретных практических разработок и рекомендаций. Автор считает, что формирование системы ценностей подростков в образовательной организации общего образования может быть достигнуто за счет создания педагогических условий, к которым относятся: ориентации на личностно и социально-значимую деятельность, активное освоения реализуемого содержания и готовности педагогов к организации работы в данном направлении. В качестве общих принципов содержания воспитательной работы автор указывает приоритет общечеловеческих(базовых) ценностей. В статье также рассматривается структура и содержания системы ценностей подростков в современной образовательной ситуации.

Ключевые слова: ценности, подросток, формирование, воспитание, деятельность, цель, программа, педагогические условия.

  1. Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей. – М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. — 272 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35320213
  2. Бездухов В.П., Позднякова О.К. Гуманистические ценности как системообразующее начало профессиональной деятельности педагога // Самарский научный вестник. — 2018. — Т. 7, №. 3(24). — С. 302-306. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35352617
  3. Безопасная образовательная среда: кросс-культурный анализ на материалах России и США: кол. монография / Абраменкова В.В., Егорычев А.М., Зарецкий В.В., Игумнов С.А., Коул С.Л., Мардахаев Л.В., Пайва-Солсбери М., Риба М.М., Роберт Б.Д., Селби К., Сизикова В.В., Спарасино М., Ростовская Т.К. и др. – М.: РГСУ, 2020. — 414 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43922948
  4. Волкова Л.В. Диагностика личностных результатов младших школьников: от алгоритма к практике // Гуманитарные науки и образование. — 2020. — Т. 11, № 1 (41). — С. 26-33. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42994427
  5. Воскобоев А.И. Технологии убеждающего воздействия: особенности применения в практике ученого процесса // Северо-кавказский психологический вестник. — 2009. — Т. 9, № 3. — С. 5-10. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20318261
  6. Воспитание как стратегический национальный приоритет: международный научно-образовательный форум. Часть 2 /; гл. ред. Б.М. Игошев. — Екатеринбург: УГПУ. 2021, — 430 с.  ISBN 978-5-7186-1779-5
  7. Демиденко Н.Н. Журавлева О.Н. Взаимосвязь ценностно-смысловой сферы с особенностями характера у подростков [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eprints.tversu.ru/622/ (дата обращения: 03.08.2021).
  8. Егорычев А.М., Кувакина Е.С. Сущность, содержание и необходимость формирования гражданской позиции у выпускников отечественных вузов // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 3 (25). — С. 253-264. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.3.22
  9. Егорычев А.М. Институт воспитания в информационном обществе: сохранение исторической преемственности // Педагогическое образование и наука. — 2021. — № 2. — С. 13-18. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46541525
  10. Ростовская Т.К., Егорычев А.М., Гуляев С.Б. Контакты социальной жизни: роль и влияние на формирование гармоничного человека и счастливого общества // Alma-mater (Вестник высшей школы). — 2021. — № 5. — С. 76-82. DOI: https://doi.org/10.20339/AM.05-21.076   
  11. Зиннуров Ф.К. Проблемы профилактики девиантного поведения детей и подростков в современных социокультурных условиях российского общества // Вестник КАЗГУКИ. — 2019. — № 1. — С. 129-133. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41190312
  12. Конопля Е.Н., Лесная Н.П. и др. Формирование ценностных ориентаций современной молодежи // Образовательный процесс: поиск эффективных форм и механизмов: сб. трудов Всероссийской научно-учебной конф. с международным участием, посвященной 82-й годовщине КГМУ / под ред. В.А. Лазаренко, П.В. Калуцкого, П.В. Ткаченко, др. 2017. — Курск: Изд-во КГМУ.  — С. 309-311. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28759452
  13. Легун А.М. Роль щнностей i щншсних орieнтацш у розвитку особистост // Проблеми загальнот та педагопчно психологи: зб. наук. пр. ш-ту психологи iм. Г. С. Костюка НАПНУ / за ред. С. Д. Максименка. — КиТв, 2010. — Т. XII, ч. 4. — С. 241-248.
  14. Мардахаев Л.В. Синергетический анализ устойчивого развития воспитательной системы А.С. Макаренко // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2014. — № 10. — С. 53-59. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22293907
  15. Романова К.С. Трансформация ценностей как индикатор изменения общества и личности // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. — 2008. — № 8. — С. 165-179. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11715807
  16. Самсоненко Л.С., Шавшаева Л.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение формирования системы ценностных ориентаций обучающихся подросткового возраста в условиях внедрения ФГОС // Современные наукоемкие технологии. — 2017. — № 7. — С. 141-145. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29767065
  17. Социальная педагогика: теоретико-методологические основы и перспективы развития: кол. монография / Л.В. Мардахаев, А.М. Егорычев, Г.М. Кертаева, Ш.Т. Таубаева, др.; под ред. Л.В. Мардахаева. — М.: Перспектива, 2019. — 304 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37067261
  18. Социальная педагогика в сохранении и развитии социального здоровья подрастающего поколения российского общества: кол. монография / Егорычев А.М., Ростовская Т.К., Шимановская Я.В., др. / под ред. А.М. Егорычева. — М.:  Изд-во РГСУ, 2017. — 232 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32162781
  19. Федосеева И.А., Соломатин Е.В. Гендерная социализация подрастающего поколения: психолого-педагогический аспект // Проблемы современного педагогического образования. — 2017. № 54 (8). — С. 97-104. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29025969
  20. Фомина А.П. Сравнительный анализ педагогических моделей формирования системы ценностей подростков из различных социальных групп в современной системе образования России // Вестник Университета Российской академии образования. — 2016. — № 1. — С. 35–45. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27310935
  21. Фомичева Т.В. Факторы формирования социокультурных ценностей современной российской молодежи // Социальная политика и социология. — 2014. — Т.2, №4 (105). — С. 131-149. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22936081
  22. Шипунова Т.В. Факторы риска девиантного поведения молодежи в контекстах повседневности: некоторые результаты исследования // Вестник Казанского юридического института МВД России.  — 2018. — Т.9, № 2. — С. 175-182. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35121508

Библиографическая ссылка:

Фомина А.П. Педагогические условия совершенствования формирования системы ценностей подростков в общеобразовательных организациях // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 4. – С. 7-15. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.01