ISSN 2409-7616

Антонов В.Н., Глебова И.З.

МАРКЕТИНГ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АГРОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.35

УДК 338.43

Антонов В.Н.1 (Донецк, Донецкая Народная Республика) — E-mail: vn_antonov@mail.ru, Глебова И.З.1 (Донецк, Донецкая Народная Республика) — E-mail: glebova.iricha.20@mail.ru

1Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

Аннотация.  В настоящее время рыночные субъекты сталкиваются с рядом проблем, препятствующих эффективной предпринимательской деятельности в сфере агробизнеса: отсутствие достоверной рыночной информации, высокие эксплуатационные расходы в процессе производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, ограниченная добавленная стоимостью сельскохозяйственного производства в сельских районах, недостаточное удовлетворение растущих потребностей потребительского рынка и увеличивающаяся зависимость от импорта продовольственной продукции. В этих условиях маркетинг пространственного взаимодействия является перспективным направлением совершенствования деятельности агропредпринимательских структур, поскольку сочетает целевые ориентиры развития бизнеса с установлением долгосрочных взаимовыгодных партнерских отношений между деловыми партнерами и потребителями. Целью статьи является развитие теоретических положений концепции маркетинга пространственного взаимодействия агропредпринимательских структур, направленной на получение устойчивых конкурентных преимуществ, основанных на взаимовыгодном сотрудничестве различных участников процесса производства и сбыта сельскохозяйственной продукции. Методологической основой исследования являются концептуальные разработки отечественных и зарубежных ученых по вопросам маркетинга взаимодействия, пространственной организации бизнеса, моделирования пространственного взаимодействия. В процессе исследования использованы абстрактно-логический, монографический и эволюционный методы, системный подход, методы анализа и синтеза, сравнения и обобщения. Научная новизна полученных результатов заключается в следующем: обоснованы концепты маркетинга пространственного взаимодействия (комплименатрность, перемещаемость, вовлеченность, взаимная выгода, транспарентность, гибкость); рассмотрены мультипликативный, рыночный, инфраструктурный, инновационно-инвестиционный и экономический эффекты пространственного взаимодействия; определены условия внедрения маркетинга пространственного взаимодействия в практике деятельность агропредпринимательских структур.

Ключевые слова: пространственное взаимодействие, маркетинг пространственного взаимодействия, агропредпринимательские структуры.

Литература:

  1. Анищенко А.Н. «Умное» сельское хозяйство как перспективный вектор роста аграрного сектора экономики России // Продовольственная политика и безопасность. — 2019. — Т.6, № 2. — С. 97-108. DOI: 10.18334/ppib.6.2.41384
  2. Астапенко М.С. Теории и концепции пространственной экономики: сущностные аспекты и эволюция подходов // Вестник Евразийской науки. — 2018. — №1. — С.2. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34918742
  3. Балабанова Л.В., Германчук А.Н. Бизнес-сотрудничество в маркетинговых каналах распределения продукции // Вестник ДонНУ. Серия В. Экономика и право. — 2019. — №3. – С. 27-37. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42355968&
  4. Багиев Г.Л. Формирование концепции маркетинга пространственного взаимодействия // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики севера: Вестник научно-исследовательского Центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. — 2014. — № 1. — С. 3-14. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21526168&
  5. Багиев Г.Л., Пинчук А.В., Серова Е.Г. К вопросу формирования концепции маркетинга пространственного взаимодействия // Проблемы современной экономики. — 2012. — № 4. — С. 219-224. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18976901
  6. Газаева М.Ш., Энеева М.Н. Эволюция модели пространственного развития сельского хозяйства в зависимости от фундаментальных мирохозяйственных процессов // Вопросы экономики и права. — 2014. — № 8. — С. 110-114. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23162559
  7. Гранберг А. Г., Суслов И. П., Суспицын С. А. Экономико-математические исследования многорегиональных систем // Регион: Экономика и Социология. – 2008. – № 2. – С. 120-150. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=10607136
  8. Каганович А.А. Пространственная организация аграрного сектора экономики региона // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. — 2017. — № 2(47). — С. 196-201. URL:   https://elibrary.ru/item.asp?id=29757917
  9. Ларкина Н.Г. Генезис парадигмы маркетинга пространственного взаимодействия // Глобальный научный потенциал. — 2014. — № 3(36). — С. 115-117. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21781568
  10. Ларкина Н.Г., Кетова Н.П. Технологии маркетинга взаимодействия: направления использования в деятельности предпринимательских структур на региональных высококонкурентных рынках: монография. – Ростов н/Д: Изд-во «Содействие–XXI век», 2013. — 144 c. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19684668
  11. Машутина М. А. К вопросу формирования и развития сетей пространственных маркетинговых коммуникаций // Проблемы современной экономики. — 2013. — №4 (48). — С.  224-227. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21431320
  12. Минакир П.А., Демьяненко А.Н. Пространственная экономика: эволюция подходов и методология // Экономическая наука современной России. — 2010. — № 2. — С. 6-32. https://elibrary.ru/item.asp?id=15288656
  13. Пинчук А.В. Проблемы эволюции концепций маркетинга коммерческих структур в условиях пространственно-системной экономики // Проблемы современной экономики. — 2015. — № 4(56). — С. 291-293. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25523219
  14. Серова Е.Г. Формирование устойчивой адаптивной архитектуры маркетинговой информационной системы в условиях пространственной экономики // Научные труды Вольного экономического общества России. — 2013. — Т. 179. — С. 646-653. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21182472
  15. Социально-экономическая география: понятия и термины. Словарь-справочник. Отв. ред. А.П. Горкин. — Смоленск: Ойкумена, 2013 — 328 с. URL:
  16. Сурилов М.Н. Маркетинговые приемы как инструмент управления продвижением территориальных бизнес зон // Теоретическая и прикладная экономика. — 2017. — № 1. — С. 126–139. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29009749
  17. Хорохова Е.В. Формирование понятия «архитектурно-пространственный маркетинг» // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Строительство и архитектура. — 2018. — Т.18, № 4. — С. 11-17. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36466433
  18. Юшин И.В. «Кольца и градиенты»: к теории пространственной организации сельскохозяйственного производства // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. — 2016. — № 1. — С. 58-65. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27370894
  19. Birkin M., Heppenstall А. Extending Spatial Interaction Models with Agents for Understanding Relationships in a Dynamic Retail Market // Urban Studies Research. — 2011. — Article ID 403969, 12 pages. DOI: https://doi.org/10.1155/2011/403969
  20. Bradlow E.T., Bronnenberg B., Russell G.J. Spatial Models in Marketing // Marketing Letters. — 2005. — № 16:3/4. —  Р. 267–278. DOI:10.1007/s11002-005-5891-3
  21. Efremenko I., Bondarenko V., Romanishina T. Application issues of spatial interaction marketing in the regional agribusiness sustainable development // State and Prospects for the Development of Agribusiness — INTERAGROMASH 2021: XIV International Scientific and Practical Conference. – E3S Web of Conferences 273, 08080 (2021). DOI:10.1051/e3sconf/202127308080
  22. O’Kelly M.E. Spatial Interaction. In: James D. Wright (editor-in-chief), International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences, 2nd edition. — Oxford: Elsevier, 2015. — Vol. 23. – Р. 152–156. http://dx.doi.org/10.1016/B978-0-08-097086-8.72062-9I
  23. Serova E. The Role of Agent Based Modelling in the Design of Management Decision Processes // Journal Information Systems Evaluation, Academic Publishing International Ltd. — 2013. — Vol. 16, Issue 1. — Р.71-80.

Библиографическая ссылка:

Антонов В.Н., Глебова И.З. Маркетинг пространственного взаимодействия агропредпринимательских структур // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 3. – С. 437-449. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.35