Красильникова Т.В.
ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕКЛАМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.28
УДК 378.4:339.137.22
Красильникова Т.В.1 (Новосибирск, Россия) — E-mail: kiahwe@gmail.com
1Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация. Образовательный маркетинг-менеджмент становится очевидной необходимостью для современных вузов. Рекламное образование относится к перспективным направлениям реализации новых магистерских программ. Принятие решение об открытии образовательных программ нуждается простых и действенных информационно-аналитических инструментов. К числу которых относятся замеры и мониторинг конкурентной среды высшего образования. В статье рассматриваются методические аспекты исследования конкуренции в образовательной среде. Конкурентоспособность вуза выступает критерием эффективности стратегии развития современного университета. Понимаемые абитуриентами высокие позиции вуза являются существенными основаниями для поступления в вуз, продолжения обучения в магистратуре, в аспирантуре, получения дополнительного профессионального образования. Формируют потенциал смены поколений в условиях кадрового кризиса в высшей школе. Необходимость выработки индивидуальной траектории реализации конкурентного потенциала вуза обусловлена усилением неблагоприятных воздействий факторов внешней среды и следствий кризисов, переживаемых всей системой высшего образования. Для успешного функционирования образовательной организации в условиях современных вызовов необходимо выработать такую практику адаптационных решений, которая позволит балансировать ресурсы и долгосрочные цели образовательной организации при одновременном выполнении ею своих функций обеспечения потребностей рынка труда, способствовать поддержанию межрегиональных связей образовательной организации и заказчиков обучения вне региона присутствия в соответствии с уровнем востребованности реализуемых вузом образовательных программ. Целью исследования является обоснование модели исследования конкурентной среды в системе высшего образования, как информационно емкого, обеспечивающего инструмента конкурентного поведения вуза, в достижении и разнообразия предложения реализуемых образовательных программ, их содержательного наполнения. Методология исследования включает теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по обозначенной тематике. Проанализированы подходы в изучении конкуренции в системе высшего образования, конкурентоспособности вуза, как участника конкурентных отношений. Автором обобщены, интерпретированы отдельные методики, подходы, сформировавшие представленную модель исследования конкурентной среды, проанализированы ряд показателей состояния конкуренции в рекламном образовании.
Ключевые слова: образовательный менеджмент, рекламное образование, конкуренция, высшее образование, исследование конкуренции, модель конкуренции в высшем образовании.
Литература:
- Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. — М.: Новости, 2000. — 254 с. ISBN 5-88149-045-2
- Благирева Е.Н. О конкурентоспособности образовательных организаций // Художественное образование и наука. — 2015. — № 4. — C. 60-66. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25520006
- Градинович В.И. Конкуренция на рынке образовательных услуг // Проблемы современной науки и образования. — 2015. — № 6. — С. 195-199. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23593970
- Долгов А.С. Тенденции рынка образовательных услуг в сфере высшего образования в Новосибирской области // Российское предпринимательство. — 2017. Т.18, № 21. — C. 3169-3182. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30711364
- Иванова И.В. Конкурентоспособность образовательной организации: к вопросу о конструировании конкурентоспособной образовательной среды // Вестник образовательного консорциума «Среднерусский университет». Серия: гуманитарные науки. — 2017. — № 9. — С. 17-23. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29408498
- Крайнева Р. Конкурентная среда как фактор развития системы образовательных услуг // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2011. — № 2. — С. 376-380. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17865240
- Кудряшов А.С. Со-конкуренция малых и средних предприятий на ниспадающих рынках, как фактор синергии конкурентоспособности // Стратегии бизнеса. — 2018. — № 10. — С. 35-39. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36534809
- Латуха О.А. Ключевые факторы успеха развития организации в современных условиях // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. — 2016. — Т. 6, № 3. — С. 131–139. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1603.12
- Липкина Е.Д. Конкуренция на рынке высшего экономического образования // Проблемы современной науки. — 2006. — № 3-4 (19-20). — С. 442-444. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9436017
- Лутошкина С.В. Особенности содержания понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность» // Аллея науки. — 2017. — Т.3, № 16. — С. 401-404. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32371191
- Мамаева В.Ю. Анализ конкурентной среды на рынке образовательных услуг // Вестник Омского Университета. Серия: экономика. — 2013. — № 2. — С. 103-108. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19624080
- Мушкетова Н.С. Особенности и факторы конкуренции на рынке образовательных услуг Вузов // Экономический анализ: теория и практика. — 2014. — № 5. — С. 50-54. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21161629
- Осипенко Л.Е. Интеграция науки, образования, бизнеса в формате научно-практического обучения школьников // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. — 2017. — Т. 7, № 6. — С. 212–231. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1706.13
- Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. — М.: Альпина Диджитал, 2016. — 1020 с. ISBN 978-5-9614-4334-9
- Портер М.Э. Конкуренция: пер. с англ. — М.: Вильямс, 2000. — 113 с.
- Соколова А.В. Особенности и факторы конкуренции на рынке образовательных услуг вузов // Эффективные системы менеджмента. — 2014. — № 4. — С. 118. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23386066
- Стиглер Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс // Вехи экономической мысли: теория фирмы: В 3 т. / под ред. В. М. Гальперина. — СПб.: Экономическая школа, 2000.. — 300 с.
- Чемберлин Э.Х. Теория монополистической конкуренции; сер. Экономическое наследие. — М.: Экономика, 1996. — 405 с.
- Юшкова Л.В. Система показателей исследования конкурентной среды отраслевого рынка // Финансовая экономика. — 2013. — № 5. — С.087-094. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20927064
- Alias Z., Zawawi E.M.A., Yusof K., Aris N. M. Determining Critical Success Factors of Project Management Practice: A Conceptual Framework // Procedia — Social and Behavioral Sciences. — 2014. — Vol. 153. — P. 61-69. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.10.041
- Bergmann H., Hundt C., Sternberg R. What makes student entrepreneurs? On the relevance (and irrelevance) of the university and the regional context for student start-ups // Small Business Economics. — 2016. — Vol. 47, Issue 1. — P. 53-76. DOI: 10.1007/s11187-016-9700-6
- Fındıkoğlu F., İlhan D. Realization of a Desired Future: Innovation in Education // Universal Journal of Educational Research. — 2016. — Vol. 4, Issue 11. — P. 2574-2580. DOI: 10.13189/ujer.2016.041110
- Fischer В. Globalisation and competitiveness of regional blocks // Intereconomics. Hamburg. — 1998. — Vol. 33, № 4. — P. 164 – 170.
- Genç N., İyigün N. Ö. The role of organizational learning and knowledge transfer in building strategic alliances: A case study // Procedia — Social and Behavioral Sciences. — 2011. — Vol. 24. — P. 1124-1133. DOI: 10.1016/j.sbspro.2011.09.087
- Ioniţă D. Success and Goals: An Exploratory Research in Small Enterprises // Procedia — Economics and Finance. — 2013. — Vol. 6. — P. 503-511. DOI: 10.1016/S2212-5671(13)00168-8
- D. Improving Higher Education (Institutions) with the Matrix of Managerial and Financial Objectives // Procedia — Social and Behavioral Sciences. — 2018. — Vol. 238. — P. 249-258. DOI: 10.1016/j.sbspro.2018.03.030
- Pikkarainen E. Competence as a Key Concept of Educational Theory: A Semiotic Point of View // Journal of Philosophy of Education. — 2014. — Vol. 48, Issue 4. — P. 621-636. DOI: 10.1111/1467-9752.12080
- Prayuth C., Kanokorn S., Pornpimon C. Challenged Strategies for Driving to Success in Research of Khon Kaen University // Procedia — Social and Behavioral Sciences. — 2014. — Vol. 112. — P. 662-669. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.01.1215
- Ros Bangun Ir. Yuni., Sukarya F.R. Calling for ABG (Academic-Business-Government) Leadership Early Identification of Effective Characteristics of Leadership to Support Triple Helix Model // Procedia — Social and Behavioral Sciences. — 2012. — Vol. 52. — P. 187-196. DOI: 10.1016/j.sbspro.2012.09.455
- Tsiring D.A., Sizova Yа.N. The peculiarities of the adherence and identification as components of the organizational culture of modern university // Procedia — Social and Behavioral Sciences. — 2018. — Vol. 238. — P. 665-669. DOI: 10.1016/j.sbspro.2018.04.048
Библиографическая ссылка:
Красильникова Т.В. Исследование конкурентной среды высшего образования (на примере рекламного образования) // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 3. – С. 357-371. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.28