ISSN 2409-7616

Фомина О.Е.

ФЕНОМЕН СТИГМАТИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.24

УДК 37.064.3

Фомина О.Е.1 (Муром, Россия) — E-mail: olgazemskova@inbox.ru

1Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Аннотация. В статье представлен анализ проблемы стигматизации детей-инвалидов младшего школьного возраста, посещающих детский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями. Описан механизм психолого-педагогического исследования, направленного на выявление отношения норматипичных детей к сверстникам с инвалидностью, а также отношения родителей здоровых детей младшего школьного возраста к детям-инвалидам. В ходе исследования были изучены факторы, влияющие на стигматизацию детей-инвалидов. Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в разработке механизма исследования феномена стигматизации детей-инвалидов со стороны здоровых сверстников. Практическую значимость работы составляют данные, полученные в ходе диагностического исследования стигматизации детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, которые могут быть использованы специалистами коррекционной и реабилитационной работы в детских центрах реабилитации детей и подростков, коррекционных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях, психологами, педагогами и социальными работниками, а также родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Проведенное исследование позволило автору предположить, что невозможно изменить ситуацию стигматизации инвалидов только лишь законодательным введением обязательного инклюзивного образования. В стране необходима целенаправленная комплексная психолого-педагогическая работа как с родителями ребенка с ОВЗ, поскольку они формируют его дальнейшее восприятие себя и помогают ему выстроить свое поведение в обществе, так и с родителями норматипичных детей, проводя информирование их о том, кто такие дети с ОВЗ, какие у них есть особенности, и как с ними правильно общаться. Необходимо сформировать позитивный образ детей с ОВЗ у одноклассников и учителей, научив их бережному взаимодействию с ребенком с особенностями здоровья.

Ключевые слова: инвалиды, дети-инвалиды, стигма, толерантность, обучение, воспитание, социологическое исследование.

Литература:

  1. Бразевич С.С., Сидорова А.Ю. Инвалидность: проблемы преодоления стигматизации и становления толерантного сознания // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 1, — С. 461-470. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18829410  
  2. Воеводина Е.В. «Инвалид» как социальная стигма и пространство для дискуссий // Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. — 2014. — № 4 (20), — С. 10-15. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23692537
  3. Воеводина Е.В. Гендерные аспекты инвалидности и социальная эксклюзия инвалидов на уровне института семьи // Вестник Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы. — 2013. — № 1, — С. 110-116. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24100446
  4. Гофман И. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью // переведённые главы из Goffman E. Stigma: Notes on the Management of the Spoiled Identity. —  Нью-Джерси: Прентис-Холл, 1963. — 147 pp.
  5. Вестник Южно-Российского государственного технического университета. — 2020. — Т. 13, № 5 — С. 42-52. DOI:https://doi.org/10.17213/2075-2067-2020-5-42-52
  6. Деточенко Л.С. Специфика социализации инвалидов: опыт нарративной реконструкции // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2020. — Т. 23. — № 2. — С. 87-103. DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2020.23.2.4
  7. Домбровская А.Ю. Типы социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья (по материалам социологического опроса в городах Орел и Калуга) // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. — 2016. — № 2. — С. 89-100. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26452115
  8. Киселев М.И., Подольская О.Б. Детская инвалидность в свете теорий ярлыков // Национальная Ассоциация Ученых. — 2015. — № 2-7 (7). — С. 144-145. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29154050
  9. Котов С.В., Степанов О.В. Социокультурные предпосылки и следствия стигматизации людей с ОВЗ: понятие «инвалид» как стигма // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2017. — № 12. — С. 55-58. URL: URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32358977
  10. Лифанова Т.Е., Сычева Е.Ю. Социологическое исследования отношения молодежи к лицам с ограниченными возможностями // Научный журнал Дискурс. — 2019. — № 12 (38). — С. 134-145. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42366743
  11. Мазунина Н.А. Стигма как основной барьер общественного сознания на пути к социальной интеграции лиц с инвалидностью // Человек. Общество. Инклюзия. — 2015. — № 2 (22). — С. 158-163. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24734153
  12. Носенко-Штейн Е.Э. Выйти за пределы «гетто»: стигма инвалидности и попытки ее преодоления // Вестник антропологии. — 2021. — № 1 (53). — С. 36-49. DOI: 10.33876/2311-0546/2021-53-1/36-49
  13. Реут М.Н. Стигматизация – процесс выделения индивидов // Вестник ТИСБИ. — 2014. — № 2. — С. 19-25. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22869341
  14. Селиванова Ю.В., Мясникова Л.В. Ресурсный центр как современная модель психолого-педагогического и социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья // Известия Саратовского университета. — 2015. — Т. 4. — № 1. — С. 90-93. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23798417
  15. Смирнова Ю.С., Вакулик А.М. Аттитюды подростков в отношении инвалидов // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017. — Т. 17. № 4. — С. 41-49. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30793524
  16. Туран Н.К. Особенности самооценки подростков с ограниченными возможностями с разным уровнем соматического дизонтогенеза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2017. Т. 6. — № 3 (20). — С. 347-352. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30101900
  17. Филатова Е.В. Социально-психологические барьеры. Препятствующие социальной интеграции инвалидов в общество // Успехи гуманитарных наук. — 2021. — № 1. — С. 76-79. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44474619
  18. Crocker J., Major B. Social stigma and self-esteev: the self-protective properties of stigma // Psychological Review. — 1989. — vol. 96, pp. 608-630. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=8781511
  19. Fomina O.E. Psychological and pedagogical support of disabled students in university educational area // International Conference on Research Paradigms Transformation in Social Sciences RPTSS 2017 // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS., Future Academy ISSN: 2357-1330  DOI: http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.02.43 
  20. Melvin L, DeFleur. Stigma: notes on the management of spoiler identity. By Erving Goffman. Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice-Hall, 1963. 147 p. Social Forces, Volume 43, Issue 1, October 1964, — P. 127–128. URL: https://doi.org/10.1093/sf/43.1.127
  21. Yakren S. «Wrongful birth» claims and the paradox of parenting a child with a disability // Fordham Law Review. — 2018. — vol. 87(2). — P. 583-628.

Библиографическая ссылка:

Фомина О.Е. Феномен стигматизации детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 3. – С. 306-322. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.24