ISSN 2409-7616

Заровняев Б.Н.

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ БАРЬЕРОВ ПРИ РЕШЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.20

УДК 378.622

Заровняев Б.Н.1 (Якутск, Россия) — E-mail: mine_academy@mail.ru

1ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»

Аннотация. В связи с развитием общества интенсификация промышленности является одним из основных трендов научно-технического прогресса и характеризуется ускоренными темпами освоения новой техники и инновационных технологий. Основными движителями при этом является персонал, который создает конкурентоспособную продукцию, инициативность которого зависит от качества подготовки высококвалифицированных инженерных кадров в стенах вуза и это становится актуальной задачей. Основное внимание уделено поискам подходов, методик, технологий для реализации потенциалов, выявления и раскрытия резервов личности, повышения инновационной активности студентов — будущих руководителей производства в области горнодобывающей промышленности. В работе представлены результаты исследований, обеспечивающие планомерное и заблаговременное развитие у студентов инженерных специальностей творческого мышления, инновационных подходов при решении технологических задач в процессе учебы. При этом преодоление барьеров возможно в результате изучения их сущности, а также путем обучения методам и приемам решения научно-технических задач.Выполнен опрос студентов с целью определения степени преодоления психологических барьеров, который показывает, что 80% студентов преодолели барьер соответствия решения технической задачи общественной потребности  и готовы браться за решение поставленной технической задачи. Стереотипность мышления преодолели 50% студентов, инерцию мышления 35%, барьер выбора и переноса знаний – 47%, барьер гиперсложности – 60%. В итоге около половины студентов группы преодолевают психологические барьеры, мешающие их творческой деятельности. Остальная часть студентов должна целенаправленно работать над преодолением барьеров самостоятельно.  Данная работа является первым этапом преодоления барьеров.На втором этапе преодоления барьеров студент изучает методы и приемы решения технических задач, таких как методы контрольных вопросов, фокальных объектов, гирлянд случайностей и ассоциаций, морфологический метод, мозговой атаки, синектики, стратегии семикратного поиска, АРИЗ и другие. Применение методов позволяет отойти от привычных, стандартных подходов к решению задачи. Решая поставленные задачи методами РТЗ,  студент непосредственно приступает к  реализации технической задачи. Благодаря возможностям методов РТЗ студент получает множество различных вариантов решения, среди которых окажется реальное решение. Дорабатывая полученные варианты студент решает задачу и таким образом преодолевает ряд психологических барьеров.Практика реализации в учебном процессе путей преодоления психологических барьеров показала, что около 50% студентов способны их преодолеть без предварительной подготовки, а остальные могут это сделать при реализации методов и приемов ТРИЗ, в результате которых студентами решены на оригинальном уровне производственные задачи по горному делу. 

Ключевые слова: студент, творческая деятельность, решение производственных проблем, преодоление барьеров на пути решения технических задач, методы и приемы ТРИЗ.

Литература:

  1. Грошева Е.П., Наумкин Н.И., Шекшаева Н.Н. Активизация творческого мышления студентов технических вузов на основе ТРИЗ Г.С.Альшуллера // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология.  — 2018. — № 4 (35). — С. 15-20. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36634117
  2. Галактионов И.В., Климина А.М. Стратегии преодоления психологических барьеров в творчестве у людей, состоявшихся в творческой деятельности // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1349-1354.
  3. Заровняев Б.Н., А.А.Кузьмин. Льдопородная рекультивация выработанного пространства (на примере Кировского разреза) // Приоритетные направления развития науки и технологий: доклады XXVIII международной науч.-практич. конф.; под общ. ред. В.М. Панарина. – Тула: Инновационные технологии, 2021. — 36 — 41 с.
  4. Каплунов Д.Р. Проблемы комбинированной геотехнологии при устойчивом экологические сбалансированном освоении недр // Горный журнал. — 2018. — №1. — С. 14-17. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32509419
  5. Мазуркин П.М. Активизация изобретательской деятельности студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2010. — № 12. — С. 92-100. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15223693
  6. Мазуркин П.М. Эконометрическое моделирование: практикум. — Йошкар-Ола: МарГТУ, 2009. — 204 с.
  7. Осипова А.А., Прокопенко М.В. К вопросу о стратегиях преодоления психологических барьеров // Российский психологический журнал. — 2014. — Т. 11, №4.-  С. 38-54. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=22911299
  8. Пинчук А.Ю. Формирование отечественной инженерной школы как формы эффективного ответа Российского общества на большие вызовы //  ЦИТИСЭ.2021. — №1 (27).  — С. 425 – 435. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.38
  9. Подымов Н.А., Чжан Л., Нго Т.Н. Психологические барьеры в учебно-профессиональной деятельности студентов // Проблемы современного образования.  — 2018. — № 3. — С. 35- 46. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=35458930
  10. Развитие творческой активности студентов в условиях профессионального образования / Е.В. Белоруссова, О.Р. Михайлова // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 157-159
  11. Романова А.М. особенности формирования профессионально-творческой направленности студентов технического вуза (из опыта работы) // Труды БГТУ. — 2011. — №8. — С. 112-114.
  12. Рыльникова М.В., Владимиов Д.Я., Пыталев И.А. Роботизированные геотехнологии как путь повышения эффективности и экологизации освоения недр // Физико-технические проблемы разработки полезных ископаемых. — 2017. — №1. — С.92-101. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28402102
  13. Формирование творческих компетенций студентов / Б.Н. Заровняев, Г.В. Шубин, М.Н. Аммосова, М.П. Собакина, М.Е. Будикина // Приоритетные направления развития науки и технологий: доклады XXVIII международной науч.-практич. конф.; под общ. ред. В.М. Панарина. — Тула: Инновационные технологии, 2021. — С.98 – 102.
  14. Abdulaeva P.Z., Osmanova A.A., Abdulaeva Kh.S. The formation of value-semantic components of the competence of a future teacher in the professional activity // International Journal of Applied and Fundamental Research. — 2015. — № 2. — P. 1–5. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28126146
  15. Baláž V., Vagaš M., Marcinko P. The Proposal of Structure for Workplaces with Palletizing Robot  // American Journal of Mechanical Engineering.  — 2016. — Vol. 4, №7. — P. 435-439. DOI: 10.12691/ajme-4-7-37
  16. Johnson T. Applications of Intuitionistic fuzzy sets in the academic career of the students // Indian Journal of Science & Technology. — 2017. Vol. 10, № 34. — P. 1–5. DOI: 10.17485/ijst/2017/v10i34/94944  

Библиографическая ссылка:

Заровняев Б.Н. Пути преодоления барьеров при решении технических задач в учебном процессе // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 3. – С. 243-253. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.20