ISSN 2409-7616

Ростовская Т.К.

ВЫЯВЛЕНИЕ ВОЗВРАТНОГО ПОТЕНЦИАЛА АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ ДЛЯ РОССИИ: АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.17

УДК 378.1:316.74:37

Ростовская Т.К.1 (Москва, Россия) — E-mail: rostovskaya.tamara@mail.ru

1Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН

Аннотация. В статье представлен анализ авторского социологического исследования «Возвратный потенциал академической мобильности для России: масштабы, социально-демографическая структура, условия реализации», проведенного в ноябре-декабре 2020 года путем офлайн и онлайн интервьюирования. Целью исследования явилось выявление количественных и качественных характеристик возвратного потенциала выездной академической мобильности для России в странах ОЭСР. Исследовательскими задачами стали: определение социально-демографических характеристик, мотивации выезда из России, а также реакции на меры социально-экономической политики России по итогам проведенных глубинных интервью у 21 высококвалифицированных россиян, работающих или обучающихся за рубежом. Результаты исследования показали: в настоящее время необходимо активизировать государственные механизмы по возвращению высококвалифицированных специалистов в Россию посредством создания новых схем сотрудничества; расширять программы привлечения ученых-соотечественников для их сотрудничества с российскими университетами и проведения совместных исследовательских проектов; необходимо уделять большее внимание наукоемким секторам экономики, которые могут способствовать переходу национальной экономики к производству инновационных продуктов и услуг и торговли ими. Автор считает, что обозначенное окажет стимулирующее воздействие на обмен знаниями и опытом, может в дальнейшем стимулировать создание привлекательных рабочих мест, и в конечном счете, повлияет на сокращение «утечки мозгов», то есть, все будет работать на устойчивое развитие России.

Ключевые слова: академическая мобильность, возвратный потенциал академической мобильности, миграция высококвалифицированных специалистов.

Литература:

  1. Арефьев А., Шереги Ф. Экспорт российских образовательных услуг: статистический сборник. Выпуск 6. / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Социоцентр, 2016. — 408 c.
  2. Ван Ю., Вихрова А.Ю. Сотрудничество в сфере образования как форма культурного обмена между Китаем и Россией // Проблемы науки. — 2016. — №9 (10). — С. 45-48. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26717291
  3. Варшавская Е.Я., Чудиновских О.С. Миграционные планы выпускников региональных вузов России // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2014. — №. 3. — С. 36-58. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21623477
  4. Воробьева И.М. Академическая мобильность студентов как важный инструмент формирования глобальной образовательной среды в российском вузе // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1113-1115.
  5. Глущенко Г.И., Вартанян А.А. Социально-экономические детерминанты трудовой миграции высококвалифицированных специалистов // Вопросы статистики. — 2018. Т. 25. — №. 5. — С. 27-41. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35154289
  6. Гребенникова В.М. Основные тенденции развития академической мобильности в современном мире // Проблемы — современного педагогического образования. — 2020. — № 67 (2). — С. 42-49. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43150535
  7. Егорычев А.М. Образование в информационную эпоху: традиции, инновации, приоритеты // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. — 2021. — Т.15. — С. 120-130. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45663099
  8. Корягина И.А., Королев Г.В. Академическая мобильность в меняющемся мире: российский опыт // Вопросы управления. — 2019. — № 2 (57). — С. 170-181. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39952495
  9. Мануковская Л.А., Жукова М.В. Исследование миграционных намерений студентов высших учебных заведений (на примере юго-западной части Алтайского края) // Мир науки. Педагогика и психология. — 2017. — Т. 5, №. 2. — С. 26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29458073
  10. Наумов Р.А., Карая М.З., Ковнир В.Н. Механизмы и роль международной академической мобильности в российском образовании // Креативная экономика. — 2019. — Т. 13, № 10. — С. 1893-1904. DOI: 10.18334/ce.13.10.41244
  11. Профессиональное образование в условиях развития информационного общества: контекст профессиональной подготовки специалистов социальной сферы: коллективная монография / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова, А.Г. Ахтян, др.; под ред. А.М. Егорычева. — М.: Издательство РГСУ, 2020. — 378 с.  ISBN: 978-5-7139-1404-2
  12. Ражова Н.А., Миронова М.Н. Развитие академической мобильности студентов // Современные научные исследования и инновации. — 2016. — № 4. — С.446-461. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26237211
  13. Серова Е. В. Динамика мобильности российских студентов в вузы стран Северной Европы // StudArctic forum. — 2017. — № 3 (7). – С. 20-30. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35393070
  14. Старовойтова С., Гонашвили А.С., Муминов Ж.К., Абдаллах Л.Н. Программы академической мобильности и обучение иностранных студентов в России // Молодежная галактика. — 2018. — №15. — С. 87-89. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36685781
  15. Чавыкина М.А. Академическая мобильность в странах ЕАЭС: современное состояние и перспективы развития // Креативная экономика. — 2017. — Т. 11, № 9. — С. 931-942.  DOI: 10.18334/ce.11.9.38350
  16. Шакирова А.А. Академическая мобильность студентов как инструмент сетевого взаимодействия вузов // Современные проблемы науки и образования. — 2017. — № 4. — С. 134. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32663156
  17. Штыхно Д. Экспорт образования как потенциальный фактор развития регионов Российской Федерации // Федерализм. — 2018. — № 4. — С. 195-203.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36729522

Библиографическая ссылка:

Ростовская Т.К. Выявление возвратного потенциала академической мобильности для России: анализ социологического исследования // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 3. – С. 201-209. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.17