ISSN 2409-7616

Скрыль Т.В., Марков А.Ю.

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.08

УДК 339.13

Скрыль Т.В.1 (Москва, Россия) — E-mail: Skryl.TV@rea.ru, Марков А.Ю.2 (Москва, Россия) — E-mail: markov.a.yu@my.mgimo.ru

1Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

2Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ

Аннотация. В статье раскрываются проблемы реализации потенциала космической отрасли в процессе формирования цифровой экономики. Сегодня космическая отрасль является местом, где создается значительный объем прорывных технологий. Используя преимущества инновационных технологий, космический сектор может предложить широкий спектр экономических возможностей и задач. Деятельность космической отрасли может стать опорной точкой роста цифровой экономики. С одной стороны, цифровая экономика создает новые условия неопределенности как объективную необходимость перестройки экономической системы. С другой стороны, цифровая трансформация несет в себе ряд рисков потери существующей экономической устойчивости. Авторы приводят в качестве объекта анализа данного исследования космическую отрасль и сопряженный с ней рынок инновационных космических и цифровых технологий. В ходе работы рассмотрено место России в космической деятельности на уровне мировых трендов, показана проблематика космоса, которая находит отражение в стремительном росте научных публикаций, посвященных вопросам космоса, показаны ограничения хождения исследовательской мысли и пути совершенствования теоретико-методологических основ исследования проблематики освоения космоса, рассмотрены основные тренды освоения космоса, в частности переход от концепции «Old Space» к «New Space», сделан акцент на коммерциализации как одном из ключевых драйверов роста космической отрасли, показаны изменения рыночной архитектуры, частично рассмотрено влияние пандемии covid-19 на текущее и будущее положение дел в отрасли. В заключении авторы обращают внимание, что рынок космических технологий до конца не сформировался по причине наличия ряда сдерживающих факторов.

Ключевые слова: космос, цифровая экономика, неопределенность,  промышленность, технологии, потенциал, экономический рост, рынок, специфический актив.

Литература:

  1. Железняков А.Б. Ракетно-космическая отрасль в ожидании перемен // Инновации. — 2009. — № 8 (130). — С. 21-23.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=14674184
  2. Зельднер А.Г., Осипов В.С. Роль государственных корпораций в инновационном процессе // Проблемы теории и практики управления. — 2020. — № 4. — С. 6-16. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=42895616
  3. Криштофор А.П. Макроэкономические аспекты анализа мирового рынка космической продукции и услуг // Вестник университета. — 2019. — № 6. — С. 77–81.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38219729
  4. Макарова Д.Ю., Хрусталев Е.Ю. Концептуальный анализ мирового и российского ракетно-космических производств и рынков // Экономический анализ: теория и практика. — 2015. — № 28. — С.11-27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23846465
  5. Фарафонова А.Ю. Теоретико-методологические аспекты и механизмы государственно-частного партнерства // Вестник Челябинского государственного университета. — 2017. — № 2(398). — С. 25-33.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29101949
  6. Яник А.А. Космическая трансформация экономики: предвестники и тенденции // Исследования космоса. — 2019. — № 1. — С. 1-14. DOI: https://doi.org/10.7256/2453-8817.2019.1.31049
  7. Alessandra V. The Rise of Private Actors in the Space Sector. — Cham: Springer 2018. — 101p. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-73802-4
  8. Iacomino C. Commercial Space Exploration. Potential Contributions of Private Actors to Space Exploration Programmes. — Cham: Springer, 2019. — 95 p. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-15751-7
  9. Emen T . Government intervention in the space sector: policy recommendations for Turkey // Marmara Üniversitesi İktisadi ve İdari Bilimler Dergisi. — 2020. — Vol. 42 , Issue 2. — P. 265 — 282. DOI: https://doi.org/10.14780/muiibd.854382
  10. Gurtuna O. Fundamentals of space business and economics. — Cham: Springer, 2013. — 85 p.  DOI: 10.1007/978-1-4614-6696-3
  11. Ivanichkin R.A.  Approach of the concept of managing the competencies of employees of the space industry // Economy and management: problems, solutions. — 2021. — Vol. 2, №5 (113). — С. 136-140. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45789891
  12. Ivanov O.V., Inshakova A.O. Public-Private Partnerships in Russia. — Cham: Springer, 2020.  — 312 p. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-56352-3
  13. McCurdy H. SpaceX: Leveraging Government Support to Raise Private Capital. Financing The New Space Industry.  — Cham: Palgrave Pivot, 2019. — P. 45-55. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-32292-2_7 
  14. Dawson L. The Politics And Perils Of Space Exploration. — Cham: Springer, 2017- 199 p. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-38813-7
  15. Madry S. Disruptive Space Technologies and Innovations. The Next Chapter. — Cham: Springer, 2020. — 252 p. DOI:https://doi.org/10.1007/978-3-030-22188-1

Библиографическая ссылка:

Скрыль Т.В., Марков А.Ю. Проблемы реализации потенциала космической отрасли в процессе формирования цифровой экономики // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 3. – С. 96-105. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.3.08