ISSN 2409-7616

Брук Ж.Ю., Кухтерина Г.В., Патрушева И.В., Федина Л.В.

БЛАГОПОЛУЧИЕ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ШКОЛЫ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.49

УДК 378

Брук Ж.Ю.1 (Тюмень, Россия) — E-mail: z.y.bruk@utmn.ru, Кухтерина Г.В.1 (Тюмень, Россия) — E-mail: g.v.kuchterina@utmn.ru, Патрушева И.В.1 (Тюмень, Россия) — E-mail: i.v.patrusheva@utmn.ru

Федина Л.В.1 (Тюмень, Россия) — E-mail: l.v.fedina@utmn.ru

1Тюменский государственный университет

Аннотация. Авторы обращаются к обсуждению субъективного и психологического благополучия будущих педагогов как необходимому условию для развития школы будущего. Учитель является центром образовательной среды. Он задает модели и демонстрирует установки отношения общества к инклюзивной трансформации школы. Субъективное и психологическое благополучие может иметь решающее значение в профессиональном развитии педагога. Удовлетворенность собой, работой, взаимоотношениями с другими будет определять включенность учителя в реальные процессы, которые происходят в современной школе, его готовность работать в условиях ценностей справедливого, доступного и равного для всех образования. Профессиональная подготовка определяет качество отношения будущего учителя к своей профессии, к себе, к обществу. В статье анализируются особенности субъективного и психологического благополучия будущих педагогов в зависимости от их профессионального опыта и уровня образования. Исследование проведено с использованием психодиагностических методик М.В. Соколовой и К. Рифф. Выборку составили 65 студентов, 31 из которых имеют высшее или среднее профессиональное образование и опыт практической работы, а 34 – только среднее общее образование и опыт менее 3 лет. Результаты показали, что студенты с профессиональным опытом имеют более низкий уровень субъективного благополучия (статистически значимые различия обнаружены по шкалам «удовлетворенность повседневной деятельностью» и «напряженность и чувствительность») и более высокий уровень психологического благополучия (статистически достоверные различия получены по шкалам «управление средой» и «цели в жизни»). Полученные данные утверждают особую роль опыта и практики в процессе подготовки педагога, необходимость качественной интеграции ее в программы профессионального обучения.

Ключевые слова: субъективное благополучие, психологическое благополучие, будущие педагоги, профессиональный опыт.

Литература

  1. Бочарова Е.Е. Взаимосвязь субъективного благополучия и социальной активности личности: кросскультурный аспект // Социальная психология и общество. — 2012. — Т. 3, № 4. — С. 53-63. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18361695
  2. Бреслав Г.М. Психология эмоций. – М.: Смысл, 2016. — 671 с.
  3. Брук Ж.Ю., Патрушева И.В., Федина Л.В. Профессиональная проба как способ подготовки учителя начальных классов к работе в условиях инклюзивного образования // Психолого-педагогические исследования. — 2018. — Т. 10, № 1. — С.116-126. DOI: 10.17759/psyedu.2018100111
  4. Ермолаева М. В. К вопросу о психологическом благополучии учителя современной школы // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2017. — Т. 2, № 46. — С. 88-93. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30353238
  5. Загвязинский В.И., Волосникова Л.М., Кукуев Е.А., Патрушева И.В. Академическая мобильность в педагогическом образовании // Образование и наука. — 2020. — Т. 22, № 6. — С. 31-48. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-6-31-48
  6. Зенина С.Р. Особенности субъективного благополучия педагогических работников в профессиональной сфере // Теория и практика общественного развития. — 2012. — №5.  — С. 127-129. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18067108
  7. Минюрова С.А., Заусенко И.В. Личностные детерминанты психологического благополучия педагога // Педагогическое образование в России. — 2013. — № 1. — С. 94-101. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18883870
  8. Писаревская М.А. Эмоциональное выгорание педагога и его психологическое благополучие // Мир науки. Педагогика и психология. — 2019 –-Т. 7, № 4. — С. 20. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41419717
  9. Соколова М.В. Шкала субъективного благополучия (ШСБ): руководство. – 2-е изд. – Ярославль: Психодиагностика, 1996. — 42 с.
  10. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. — 2005. — №3. — С. 95-130.
  11. Campos E.M.M., Gonzalez A.F., Jacott L. Teachers’ Subjective Well-being and Satisfaction with Life // Reice-Revista Iberoamericana Sobre Calidad Eficacia Y Cambio en Educacion. — 2018. — Vol. 16, Issue 1. — P. 105-117.
  12. Diener E. Subjective well-being // Psychological Bulletin. — 1984. — Vol. 95. — P. 542-575.
  13. Graham A., Powell M. A. & Truscott J. Facilitating student well-being: relationships do matter // Educational Research. — 2016. — Vol. 58, Issue 4, — P. 366-383. DOI: 10.1080/00131881.2016.1228841
  14. Holguín C.E., Gutiérrez Sandoval P.R. Resistir la Covid-19. Intersecciones en la Educación de Ciudad Juárez, México // Revista Internacional De Educación Para La Justicia Social, — 2020. — Vol. 9, №.3, — P. 7-23. DOI:10.15366/riejs2020.9.3.001
  15. Ignatjeva S., Bruk Z., Semenovskikh T. Reflective Component in the Structure of Children’s Subjective Well-Being // Child Indicators Research. — 2020. — Vol. 13. — P. 609–634. DOI: https://doi.org/10.1007/s12187-019-09693-9
  16. Ignatjeva S., Bruk Z., The Research of psychological well-being predictors: comparative study of teachers in Latvia and Russia // 12th International Conference on Education and New Learning Technologies, Online Conference, EDULEARN20 Proceedings, 2020. — P. 7302-7311. DOI: 10.21125/edulearn.2020.1871
  17. Ignatjeva S., Fedina L., Iliško D. Attitude of Pedagogical High School Students to Implementation of Inclusive Education. EDULEARN17 // 9th International Conference on Education and New Learning Technologies, — Barcelona, 2017. — P. 313-320 DOI: 10.21125/edulearn.2017.1071
  18. Mansoor Vazi M. L., Ruiter R.A. C., Van den Borne B., Dumont K., Martin G. M., Reddy P. Indicators of subjective and psychological wellbeing as correlates of teacher burnout in the Eastern Cape public schools, South Africa // International Journal of Education Administration and Policy Studies. — 2011. — Vol. 3, Issue 10. — P. 160-169. DOI: https://doi.org/10.5897/IJEAPS.9000006
  19. Ryff C.D., Keyes C.L.M. The Structure of Psychological Well-being Revisited // Journal of Personality and Social Psychology. — 1995, — Vol. 69. — P. 719-727.
  20. Suldo Sh. M., Friedrich A. A., White T., Farmer J., Minch D. & Michalowski J. Teacher Support and Adolescents’ Subjective Well-Being: A Mixed-Methods Investigation // School Psychology Review. — 2009. — Vol. 38, Issue 1. — P. 67-85, DOI: 10.1080/02796015.2009.12087850
  21. Sürücü A., Yildirim A., Ünal A. Examining the relationship between school safety and subjective well-being // Milli Egitim. — 2018. — Vol. 1, Issue 217. — P. 179-202.

Библиографическая ссылка:

Брук Ж.Ю., Кухтерина Г.В., Патрушева И.В., Федина Л.В. Благополучие педагогов в условиях инклюзивной трансформации школы // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 2. – С. 533-542. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.49