ISSN 2409-7616

Мерзлякова Е.А., Бридский Е.В.

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РОССИИ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.47

УДК 338.1

Мерзлякова Е.А.1 (Курск, Россия) — E-mail: ek_mer@mail.ru, Бридский Е.В.1 (Курск, Россия) — E-mail: bridskijevgeny@yandex.ru

1Юго-Западный государственный университет

Аннотация. Статья посвящена исследованию основных тенденций развития сегмента электронной коммерции в России. Отмечается, что цифровые инструменты активно внедряются во все сферы экономики и общества, что необратимо влечет за собой появление новых форматов деятельности, одним из которых и является электронная коммерция. В статье приведена типологизация электронной коммерции с точки зрения субъектно-объектного взаимодействия. Выделены факторы развития данного сегмента, продуцируемые поставщиками и потребителями. Исследование российского рынка электронной коммерции показало, что в стране продолжается активное формирование локальной системы розничной интернет-торговли, интегрируемой в глобальную систему электронной коммерции. Объем российского рынка интернет-продаж в 2011-2020 гг. стабильно увеличивается, показывая максимальные темпы роста в 2018 и 2020 гг. Установлено, что такая динамика обусловлена влиянием пандемии COVID-19, которая предоставила новые возможности и дополнительные «окна» роста для сектора электронной коммерции в целом. Проанализированы ключевые характеристики российского сектора электронной коммерции. Среди них: состав российского рынка интернет-торговли, использование сервисов онлайн-платежей населением разных возрастных групп, а также самые посещаемых российские сайты электронной торговли с выделением их объемов продаж, числа заказов и среднего чека. Рассмотрен прогноз изменения объема интернет-продаж под влиянием пандемии исследовательского агентства DataInsight, в соответствии с чем перечислены факторы, которые окажут влияние на дополнительный рост рынка электронной коммерции в 2020-2024 годах. В заключении обозначены перспективные направления развития электронной коммерции: развитие персональных мобильных приложений для торговых площадок; создание сервисов, облегчающих работу с бумажными носителями; использование QR-кодов; обязательная маркировка; создание суперприложений; использование рекомендательных систем; электронные очереди. Они являются актуальными и своевременными решениями, которые обеспечат еще большие темпы рынка электронной коммерции в России.

Ключевые слова: электронная коммерция, интернет-торговля, цифровая экономика, цифровые технологии, трансграничная торговля, внутренняя торговля, онлайн-платежи.

Литература:

  1. Mesenbourg T.L. Measuring the Digital Economy. U.S. Bureau of the Census and University of Maryland, 2001. — P. 6-10
  2. Абдрахманова Г.И. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др. // научная редакция Л. М. Гохберг. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 82с.
  3. Бычкова И.И. Цифровизация банковской деятельности на рынке e-commerce: новые возможности развития кредитно-финансового сектора на современном этапе // Научный вестник Южного института менеджмента. — 2020. — №2. — С. 42-46. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42909015
  4. Галахов Д.И., Проблемы инновационного развития высокотехнологичного сектора экономики России / Д.И. Галахов, Т.С. Колмыкова // Микроэкономика. — 2012. — №. 3. — С. 91-93. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17848283
  5. Гончаров А.Ю. Роль сквозных технологий цифровой экономики в развитии фармацевтической промышленности / А.Ю. Гончаров, Е.А. Мерзлякова, Д.Д. Лобачева // Организатор производства. — 2020. — Т. 28, № 4. — С. 27-33. DOI: 10.25987/VSTU.2019.77.39.003
  6. Колмыкова Т.С. «Цифровизация» как новая парадигма социально-экономического развития / Т.С. Колмыкова, С.В. Клыкова, Н.Ю. Макаров // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2020. — Т. 5, № 11 (107). — С. 5-9. DOI: 10.36871/ek.up.p.r.2020.11.05.001
  7. Колмыкова Т.С. Аналитический инструментарий оценки готовности национальной экономики к цифровизации / Т.С. Колмыкова, В.Н. Щербаков, И.Н. Третьякова, В.Ю. Сергеева // Регион: системы, экономика, управление. — 2020. — № 3 (50). — С. 120-128. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44100154
  8. Колмыкова Т.С. Новое качество человеческого капитала в контексте цифровой трансформации экономического пространства / Т.С. Колмыкова, А.В. Зеленов // Экономика и управление: проблемы, решения. —  2020. — Т. 1, № 4. — С. 4-8. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42763207
  9. Колмыкова Т.С. Цифровая компетентность человеческого капитала в условиях развития инновационных экосистем / Т.С. Колмыкова, А.В. Зеленов // Инновации и инвестиции. — 2020. — № 3. — С. 13-15. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42764927
  10. Колмыкова Т.С., Исследование тенденций развития цифровой экономики в России на основе международных рейтингов / Т.С. Колмыкова, К.Ю. Халамеева, А.В. Зеленов // Инновации и инвестиции. — 2019. — №3. — С. 29-31. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41444738
  11. Маслова Ж.Н. Основные тенденции развития и трансформации трансграничной электронной торговли в период пандемии COVID-19 // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. — 2020.-  № 2 (74). — С. 66–70. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43075193
  12. Мерзлякова Е.А. Трансформация человеческого капитала в цифровой экономике // Регион: системы, экономика, управление. — 2019.  — № 4(47). — С. 166-171.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42207863
  13. Обухова А.С. Роботизированная автоматизация процессов в финансовом секторе / А.С. Обухова, Я.В. Черных // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. — 2020. — Т. 10, № 5. — С. 166-178. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44506999
  14. Обухова А.С. Цифровая теневая экономика: угроза экономической безопасности / А.С. Обухова, А.И. Пияльцев // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. — 2021. — Т. 11, № 1. — С. 82-89. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44837452
  15. Якубов М.С. Электронная коммерция: аутсорсинг в электронном бизнесе / М.С. Якубов, Г.А. Акрамова // Перспективы развития информационных технологий. — 2016. — № 29.  С. 91-96. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25946051

Библиографическая ссылка:

Мерзлякова Е.А., Бридский Е.В. Основные тенденции и перспективные направления развития электронной коммерции в России // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 2. – С. 510-522. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.47