ISSN 2409-7616

Ахунов А.Р., Губайдуллин М.И., Зарипова Л.А., Костромина Д.А., Саттарова Г.А.

ШКОЛЬНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ ОБЩЕСТВЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ СЕЛА МИХАЙЛОВКА УФИМСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.41

УДК 372.891 (911.711)

Ахунов А.Р.1 (Уфа, Россия) — E-mail: ahun_84@mail.com, Губайдуллин М.И.2 (Уфа, Россия) — E-mail: gubai-sci@mail.ru, Зарипова Л.А.1 (Уфа, Россия) — E-mail: la30-6@mail.ru, Костромина Д.А.1 (Уфа, Россия) — E-mail: da120496@gmail.com, Саттарова Г.А.1 (Уфа, Россия) — E-mail: satt-gu01@mail.com

1Башкирский государственный университет

2Институт развития образования Республики Башкортостан

Аннотация. В данной статье рассматриваются условия реализации школьной индивидуальной проектной деятельности по благоустройству общественного пространства в сельской местности (на примере села Михайловка Уфимского района Республики Башкортостан). Особый акцент делается на возможности предмета «География» в общеобразовательной школе для организации исследовательской деятельности учащихся. Проектная деятельность охватывает все уровни современного образования. В школе глубокое изучение отдельных предметов возможно реализовать с использованием исследовательских проектов учащихся при решении определенных проблем. Если эти проблемы касаются той территории, на которой проживают сами обучающиеся, то происходит «погружение» в тему исследования. В статье представлены фрагменты из работы школьников средней общеобразовательной школы имени А.М. Алымова села Михайловка. Предложения по благоустройству общественных пространств Михайловки сопровождаются фотографическим и картографическим материалом. В рекомендациях отмечается, что территория села Михайловка имеет хороший природно-рекреационный и историко-культурный каркас для развития своей территории. Однако, на сегодняшний день благоустройство общественных пространств села осуществляется лишь по отдельным видам работ, что ведет к потере взаимной увязки элементов благоустройства. Поэтому требуется именно комплексный подход к повышению качества среды проживания, учитывающий мнение местных жителей, в том числе молодого поколения. Школьная проектная деятельность научно-исследовательского характера усиливает и развивает межпредметную связь естественных, общественных и гуманитарных знаний и умений. А специфика содержания учебного курса географии позволяет раскрыть возможности межпредметной интеграции, в том числе организации новых форм учебной деятельности – индивидуальных школьных проектов.

Ключевые слова: индивидуальный школьный проект, благоустройство общественных пространств, методы преподавания географии, исследовательская деятельность школьников.

Литература:

  1. Арюкова Е.А. Проектный подход в формировании индивидуальных образовательных траекторий / Е.А. Арюкова, А.А. Наумова // Учебный эксперимент в образовании. — 2020. —  № 4(96). — С. 43-50. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44771436
  2. Вахрушев, С. А. Некоторые проблемы внедрения проектной деятельности в школьном образовании / С. А. Вахрушев, В. А. Дмитриев // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2021. — Т. 10, № 1(34). — С. 40-44.  DOI: 10.26140/anip-2021-1001-0008
  3. Галаева Н.Л. Проектирование велосипедных и велопешеходных зон в условиях городской среды // Перспективы науки. — 2020. — № 5(128). — С. 83-86. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43858778
  4. Герман А.В. Классификация пешеходных сооружений в пространстве транспортно-коммуникационных систем // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Прикладная экология. Урбанистика. — 2021. — № 1(41). — С. 19-31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45555610
  5. Гиссин В.И. Подходы к организации транспортной безопасности в нестандартных ситуациях / В. И. Гиссин, А. А. Тимонин // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2019. — № 3(67). — С. 29-35. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43803017
  6. Карташова Н. П. Архитектурно-планировочное решение сельских парков / Н. П. Карташова, С. В. Попова // Лесотехнический журнал. — 2019. — Т. 9, № 3(35). — С. 35-44. DOI: 10.34220/issn.2222-7962/2019.3/5
  7. Коломеец О.П. Этапы проектной деятельности на примере итогового индивидуального проекта по экологии человека в общеобразовательной школе // Проблемы экологии Верхнего Приамурья. — 2020. — № 18. — С. 10-19. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45627065
  8. Колоскова Ю.И. Социальное обустройство территорий как фактор повышения качества и уровня жизни сельского населения / Ю.И. Колоскова, Д.В. Паршуков, З.Е. Шапорова // Фундаментальные исследования. — 2020. — № 11. — С. 101-107. DOI: 10.17513/fr.42881
  9. Курбанов М.Х. Специфика организации работ по благоустройству территорий, прилегающих к объектам транспорта / М.Х. Курбанов, А.Н. Николаев // Промышленное и гражданское строительство. — 2019. — № 8. — С. 85-89.  DOI: 10.33622/0869-7019.2019.08.85-89
  10. Моисеев А.М. Школьные проектные команды: создание, деятельность, сопровождение: научно-методическое пособие. — Москва: Московский городской педагогический университет, 2021. — 308 с. ISBN 9785243006699.
  11. Огородникова С.В. Организация внеурочной деятельности сельских школьников на основе программы «Удивительный мир музея» // Педагогика сельской школы. — 2020. — № 2(4). — С. 57-69.  DOI: 10.20323/2686-8652-2020-2-4-57-69
  12. Саттарова Г.А. Организация коллективно-распределительной мыследеятельности на уроках географии / Г.А. Саттарова, Э.В. Бакиева,  Э.В. Баширова, Н.В. Николаева // ЦИТИСЭ. — 2019. — № 3(20). — С. 49. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39135368
  13. Мингазетдинова Р.Ф. Развивающее значение межпредметных связей для формирования сложных естественнонаучных понятий у современных школьников / Р.Ф. Мингазетдинова, Р.З. Хизбуллина, Г.С. Калимуллина // ЦИТИСЭ.  — 2019. — № 5(22). — С. 58-69. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.05
  14. Ястер  И. В. От школьного проекта к проектной деятельности студентов вуза // Проблемы российской цивилизации и методики преподавания истории. — 2021. — № 13. — С. 116-120. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45670157
  15. Yeung S.PM. Teaching Approaches in Geography and Students’ Environmental Attitudes // Environmentalist. — 2004. — Vol. 24, Issue 2. — P. 101-117. DOI: https://doi.org/10.1007/s10669-004-4801-1

Библиографическая ссылка:

Ахунов А.Р., Губайдуллин М.И., Зарипова Л.А., Костромина Д.А., Саттарова Г.А. Школьная проектная деятельность по благоустройству общественных территорий в сельской местности (на примере села Михайловка Уфимского района Республики Башкортостан) // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 2. – С. 435-446. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.41