ISSN 2409-7616

Тлеукина Б.Ш.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ WORLDSKILLS В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.35

УДК 372.8

Тлеукина Б.Ш.1 (Москва, Россия) — E-mail: tleukinabs@mail.ru

1ГБПОУ города Москвы Колледж по подготовке социальных работников Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Аннотация. Статья посвящена анализу системы современных международных стандартов WorldSkills, которые характеризуются специфичной системой обучения и оценки формируемых компетенций. Авторы анализируют основные принципы WorldSkills в практическом обучении и возможности их использования в отечественной системе среднего профессионального образования (СПО) на примере профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы. Проведенный анализ показал, что внедрение стандартов Worldskills в подготовку социальных работников, которое началось в России в 2016 году, на данный момент имеет положительный опыт своей реализации. В основу профессионального обучения СПО положены принципы движения, которые описаны в кодексе Worldskills, которые оказали влияние на процесс формирования системы методических материалов, подбора оборудования учебного помещения, фонда оценочных материалов и формата проведения промежуточной аттестации. Исследование также показало, что внедрение стандартов Worldskills в профессиональную подготовку будущих специалистов социальной работы в системе СПО, имеет внешние (участие в соревнованиях, призовые места, грамоты и дипломы) и внутренние (удовлетворенность студентами форматом и качеством профессиональной подготовки, применением полученных знаний в повседневной жизни) показатели эффективности. Полученные данные говорят о наличии определенных трудностей, в первую очередь ресурсного характера, присущих современному процессу внедрения стандартов Worldskills в подготовку социальных работников в системе СПО. Для эффективного решения которых необходимо комплексное внимание органов исполнительной власти в сфере образования и руководителей образовательных учреждений к качеству обучения молодых специалистов.

Ключевые слова: стандарты WorldSkills, подготовка социальных работников, компетентностный подход, профессиональное обучение.

Литература:

  1. Абилкасимова Г., Джумасаева Р. Непрерывное профессиональное образование как повышение качества подготовки специалистов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — № 12-5. — С. 897-901. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27663465
  2. Ашихмина Е.А., Ашихмин С.А. Петров Е.Е. Актуальность и направления физико-математической подготовки студентов педагогического ВУЗа в условиях реализации стандартов Worldskills // Научно-педагогическое обозрение. — 2019. — № 4 (26). — С. 126-132. — DOI: 10.23951/2307-6127-2019-4-126-132
  3. Большакова Н.А., Мазяркина Н.Г. Орлова В.В. Проблема актуализации профессиональных образовательных программ с учетом регламентов WorldSkills Russia по компетенции «Дошкольное воспитание» // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. — 2017. — № 1 (9). — С. 113-118. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28997064
  4. Егорычев А.М. Социальное развитие и становление российской молодежи в условиях профессионального обучения // Государственная молодежная политика: национальные проекты 2019–2024 гг. в социальном развитии молодежи: матер. Всероссийской научно-практ. конф. (Москва, 20–21 апреля 2020 года) / Отв. ред. Т.К. Ростовская. — М.: Изд-во Перспектива, 2020. — С. 143-149. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42791511
  5. Краснова В. В. Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения // Юный ученый. — 2016. — № 6.1. — С. 31-33. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27545780
  6. Леонов М.В. Технологическое образование школьников в процессе внедрения стандартов нового поколения // Сибирский педагогический журнал. — 2012. — № 5. — С. 206-210. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17935237
  7. Профессиональное образование в России: вызовы, состояние, направление развития: коллективная монография // Егорычев А.М., Фомина С.Н., Ростовская Т.К., Мардахаев Л.В., Сизикова, др.; под ред. А.М. Егорычева.  — М.: Изд-во РГСУ, 2019. — 352 с.  ISBN 978-5-7139-1384-7
  8. Профессиональное образование в условиях развития информационного общества: контекст профессиональной подготовки специалистов социальной сферы: коллективная монография / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова, А.Г. Ахтян, др.; под ред. А.М. Егорычева. — М.: Издательство РГСУ, 2020. — 378 с.  ISBN 978-5-7139-1404-2
  9. Профессиональное образование: методология, технологии, практика: сборник научных статей. Вып. 11 / под. ред. А.А. Саламатова. – Челябинск: Золотой Феникс, 2018. — 180 с. ISBN 978-5-906752-12-3
  10. Ражова Н.А. Профессиональное образование как часть непрерывного образования в России // Молодой ученый. — 2019. — № 26 (264). — С. 321-323.
  11. Самусева Г.В., Кочегарова С.В. Возможности внедрения профессиональных стандартов конкурсного движения Worldskills russia в образовательный процесс ГБПОУ ВО «ВГППК» // Перспективы науки и образования. — 2016. — № 6 (24). — С.33-66. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28418695
  12. Самойленко И.С., Кочетков В.В. Особенности восприятия движения WorldSkills у различных аудиторий // История и педагогика естествознания. — 2019. — № 2. — С. 22-24. DOI: 10.24411/2226-2296-2019-10203           
  13. Симонова Е.А., Ершова Н.А. Инновационно-ориентированная модель формирования профессиональных компетенций у студентов на основе ФГОС СПО, сопряженного с методиками Worldskills, на специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» // Педагогический совет: опыт, исследования, рекомендации: сб. матер. Междунар. научно-практической конф. (Чебоксары, 27 января 2020 года). — Чебоксары: Изд-во: ЦНС «Интерактив плюс», 2020. — С. 35-38. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42423298
  14. Социальная педагогика: теоретико-методологические основы и перспективы развития: кол. монография / Л.В. Мардахаев, А.М. Егорычев, Г.М. Кертаева, Ш.Т. Таубаева, др.; под ред. Л.В. Мардахаева. — М.: Перспектива, 2019. — 304 с. ISBN 978-5-88045-384-9
  15. Хотунцев Ю.Л. Технологическое образование школьников в Российской Федерации в 2019-2020 годах // Современное технологическое образование: матер. XXVI Международной научно-практ. конф. (23-24 ноября 2020 г., Москва) / под ред. Ю.Л. Хотунцева и В.К. Балтяна. — М: МПГУ — МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2020. — 290 с.  ISBN 978–5–91916–039–7
  16. Chankseliani M., James R.S., Laczik A. Overcoming vocational prejudice: how can skills competitions improve the attractiveness of vocational education and training in the UK? // British Educational Research Journal. — 2016. — Vol. 42, Issue 4. — P. 582-599. DOI: https://doi.org/10.1002/berj.3218
  17. Parker K. The whole world in their hands: Could the dedicated experts preparing students to compete at the highest level in the forthcoming WorldSkills contest be the key to driving up the standard of technical education across the country? // Times Educational Supplement. — 2019.  Issue 5364. — P. 34-41.
  18. Egorychev A.M., Mardakhaev L.V., Akhtyan A.G. Еducation in globalizing world: basic institution determining development of world civilization // Economic and Social Development Book of Proceedings. — Moscow: Russian State Social University, 2017. — P. 777-784. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32249993

Библиографическая ссылка:

Тлеукина Б.Ш. Международные стандарты WorldSkills в системе профессиональной подготовки специалистов социальной сферы // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 2. – С.366-377. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.35