ISSN 2409-7616

Леонов М.В., Леонова Н.И.

СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.29

УДК 371

Леонов М.В.1 (Новосибирск, Россия) — E-mail: leon.mikhail1755@yandex.ru. Леонова Н.И.1 (Новосибирск, Россия) — E-mail: leon.mikhail1755@yandex.ru

1Новосибирский государственный педагогический университет

Аннотация. В статье рассматриваются особенности трудового обучения и технологической подготовки школьников в системе общего образования России. Одной из проблем в общеобразовательной подготовке обучающихся является изучение отдельных учебных дисциплин и фактическое отсутствие интегративного компонента, позволяющего развивать способность школьника комплексно применять образовательные предметные результаты в реальных жизненных ситуациях. Авторы статьи считают, что таким компонентам, при грамотной организации учебного процесса, является предметная область «Технология». В работе представлен краткий обзор развития трудового воспитания и обучения в различные исторические периоды – обучение ремеслам у древних славян, период становления государственной системы образования в 18 веке, обучение рукоделию и домоводству в женских образовательных учреждениях и воспитательных домах для сирот, введение уроков ручного труда в общеобразовательные учебные заведения России во второй половине 19 века, трудовое обучение в советский период и обучение технологии с 1993 года по настоящее время. Выделена роль предметной области «Технология» в современной общеобразовательной школе, как фактора, позволяющего формировать образовательную среду, в которой обучающиеся могут воспринимать мир как единое целое, а не как перечень отдельных изучаемых в школе дисциплин.

Ключевые слова: общее образование, трудовое обучение, трудовое воспитание, ручной труд, предметная область «Технология», подготовка педагогических кадров.

Литература:

  1. Антология педагогической мысли: в 3 т. Т. 2: Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании / сост. Н.Н. Кузьмин. — М.: Высш. Школа, 1989. – 462 с. ISBN 5-06-000395-7
  2. Егорычев А.М. Социальное развитие и становление российской молодежи в условиях профессионального обучения // Государственная молодежная политика: национальные проекты 2019–2024 гг. в социальном развитии молодежи: матер. Всероссийской научно-практ. конф. (Москва, 20–21 апреля 2020 года) / Отв. ред. Т.К. Ростовская. — М.: Изд-во Перспектива, 2020. – С. 143-149. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42791511
  3. Етсуо Ёкояма, Котряхов Н.В. Ручной труд в средней общеобразовательной школе России (1884-1917) // Педагогика. — 2009. — N 2. — С. 70-75. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12609775
  4. Кацалова Н.Ф. Из истории женского образования в России. Смольный институт – первое женское учебное заведение // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы I Междунар. науч. конф. / под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. — Уфа: Лето, 2011. — С. 44-47. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26325820
  5. Зотова Т.Н. Ручной труд в российских и зарубежных школах: история становления до XX века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — № 4. – C. 85-91. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26149751
  6. Краснова В. В. Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения // Юный ученый. — 2016. — № 6.1. — С. 31–33. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27545780
  7. Крупская Ю.В., Саланкова С.Е. Школа юного технолога в вузе – новая форма дополнительного технологического образования школьников // Школа и производство. — 2019. — № 4. — С. 38-42. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39394890
  8. Леонов М.В. Технологическое образование школьников в процессе внедрения стандартов нового поколения // Сибирский педагогический журнал. — 2012. — № 5. — С. 206-210. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17935237
  9. Леонов М.В. Особенности формирования методической компетентности студентов педагогического вуза – будущих учителей технологии // Современное технологическое образование: проблемы и решения: сборник научных трудов Международной межвузовской научно-практической конференции (Москва, 19 февраля 2018 г.) / под ред. Л.Н. Анисимовой, С.С. Хапаевой. — Москва: МГОУ, 2018. – 130 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35157383
  10. Непобедный М.В., Сысоев А.П., Мраморнова Е.А. Методические особенности технологической подготовки обучающихся сельских средних общеобразовательных школ // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. — 2017. — № 3 (43). – С. 190-197. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30115683
  11. Новикова Н.Н., Румянцева А.И. Особенности технологической подготовки школьников в системе дополнительного образования в городе Сыктывкаре // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 27. — С. 124–128. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29333348
  12. Профессиональное образование в России: вызовы, состояние, направления развития: коллективная монография / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова, Т.К. Ростовская, Л.И. Старовойтова, др.; под ред. А.М. Егорычева. — М.: Изд-во РГСУ, 2019. – 352 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41222164
  13. Профессиональное образование в условиях развития информационного общества: контекст профессиональной подготовки специалистов социальной сферы: коллективная монография / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова, Л.И. Старовойтова, др.; под ред. А.М. Егорычева. – М.: Изд-во РГСУ, 2020. – 378 с. ISBN: 978-5-7139-1404-2
  14. Романова К.Е. Теория и методика обучения технологии: учебно-методическое пособие / К.Е. Романова, О.А. Смирнова, Е.М. Муравьев. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 224 c. ISBN 978-5-4486-0195-8
  15. Современное технологическое образование. Сборник статей, докладов и материалов XXVI Международной научно-практической конференции, 23 и 24 ноября 2020 года, г. Москва / Под ред. Ю.Л. Хотунцева и В.К. Балтяна — М: МПГУ-МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2020.  290 с. ISBN 978-5-91916-039-7
  16. Социальная педагогика: теоретико-методологические основы и перспективы развития: кол. монография / Л.В. Мардахаев, А.М. Егорычев, Г.М. Кертаева, Ш.Т. Таубаева, др.; под ред. Л.В. Мардахаева. — М.: Перспектива, 2019. — 304 с. ISBN: 978-5-88045-384-9
  17. Хотунцев Ю.Л. Технологическое образование школьников в Российской Федерации в 2019-2020 годах // Современное технологическое образование: матер. XXVI Международной научно-практ. конф. (23-24 ноября 2020 г., Москва) / под ред. Ю.Л. Хотунцева и В.К. Балтяна. — М: МПГУ-МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2020. — 290 с. ISBN 978–5–91916–039–7
  18. Egorychev A.M., Mardahaev L.V., Rybakova A.I., Fomina S.N., Sizikova V.V. Society and education in the early of XXith century: integration of tradition and innovation // Journal of Advanced Research in Law and Economics. — 2014. — Vol. 5, № 2. — С. 82-91. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24047809

Библиографическая ссылка:

Леонов М.В., Леонова Н.И. Состояние и тенденции развития технологической подготовки школьников в системе общего образования Российской Федерации // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 2. – С.302-312. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.29