Каргаполова Е.В., Дарчук М.Б., Давыдова Ю.А.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ
DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.27
УДК 371
Каргаполова Е.В.1 (Москва, Россия) -E-mail: k474671@list.ru, Дарчук М.Б.1 (Москва, Россия) — E-mail: MariaDarchuk@yandex.ru, Давыдова Ю.А.1 (Москва, Россия) — E-mail: ylkadav@mail.ru
1Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
Аннотация. В данной статье цель исследования состоит в анализе роли художественной литературы в духовно-нравственном воспитании студентов. Художественная литература рассматривается как ядро книжной культуры, важнейший фактор медиасоциализации современной молодежи в мире цифровизации и гаджетов. Методология. Информационная база исследования была получена на основе авторского социологического исследования «Круг чтения художественной литературы студенчества России», реализованного методом анкетирования в Москве, Волгограде и Астрахани в 2016 и 2019 гг. Результаты. Выявлено, что значительная часть опрошенных студентов на сегодняшний день демонстрирует читательский интерес и стремится увеличить объем чтения произведений художественной литературы. Выявлен рост группы студентов, которые любят читать и читают с удовольствием. Но при этом достаточно много тех, кто вообще не читает, читает по необходимости, признает, что читает мало, или читает мало, но при этом уверен, что достаточно для себя. Можно предположить, что наличие данных групп связано с социокультурными трансформациями, среди которых увеличение потоков информации и темпов жизни, нехватка свободного времени стремительная дифференциация по уровню доходов. Это приводит к смещению приоритетов в область практического знания и даже выживания, придавая чтению книг черты элитарности. В читательской аудитории эмпирически определены подгруппы, дифференцированные по оценке объемов чтения художественной литературы. Зафиксированы социально-демографические и социокультурные особенности данных подгрупп. Выводы. Книга сохраняет свой высокий потенциал как средство морально-нравственного воспитания, так как более 90% студенчества – авангарда общества – считает ее важнейшим фактором духовного развития и повышения образованности. Полученные результаты по дифференциации читательской аудитории и их литературных предпочтений позволит оптимизировать работу по популяризации книги и чтения среди студенчества.
Ключевые слова: художественная литература, нравственное воспитание, духовное развитие, книга, читательские предпочтения, книжная культура, студенчество, социологическое исследование.
Литература:
- Ворончихина Т.М., Ишханова Д.И. Роль искусства в формировании нравственно-эстетической позиции современной молодежи // Уникальные исследования XXI века. — 2015. — №11. — С. 121–124. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25099985
- Гейман Н. Зачем читать художественную литературу // Аналитика культурологии. — 2015. — №1 (31). — С.127–131.
- Дайнеко Г.Ф. Волшебный ключ. художественная литература в чтении юношества // Библиотечное дело. — 2010. — № 20 (134). — С. 30–34. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15254806
- Дулина Н.В., Каргаполова Е.В., Симоненко М.А. Студент «читающий»? К вопросу о трансформации книжной культуры современного студенчества (по итогам прикладного социологического исследования) // Вестник КалмГУ. — 2018. — №1 (37). — С. 138–147. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32728470
- Евсеев В.О. Новая модель общественного развития // ЦИТИСЭ. — 2016. — № 3 (7). — С. 4. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26398845
- Касамара В.А., Сорокина А.А. Художественная литература в преподавании политологии // Вопросы образования. — 2009. — № 3. — С. 161–169. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12905117
- Коновалова В.П. Художественная литература как феномен культуры // Известия ТРТУ. — 1997. — № 2 (5). — С. 230–231. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12890156
- Олесина Е.П. Литература в информационном пространстве // Гуманитарное пространство. — 2015. — Т. 4, № 2. — С. 132–147. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23273117
- Отургашева Н.В. Книга как пространство образов и смыслов: круг чтения современной студенческой молодежи // Текст. Книга. Книгоиздание. — 2018. — №16. — С. 72–85. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35135939
- Петрова Е.В. Художественная литература как средство нравственного самовоспитания старшеклассников // Искусство и образование. — 2009. — № 6 (62). — С. 162–167. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13055361
- Поелуева Л.А., Индрикова А.А. Классическая литература в процессах медиасоциализации российской молодежи: культурно-цивилизационная миссия // III Моисеевские чтения: Культура и гуманитарные проблемы современной цивилизации. Доклады и материалы Общероссийской (национальной) научной конференции. – М.: Московский гуманитарный университет, 2020. — С. 416–419. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44185104
- Пономарева Т.Ю., Алюханова Е.М Художественная литература и фольклор как средство формирования представлений о культуре мордовского народа у старших дошкольников // Научное отражение. — 2018. — № 2 (12). — С. 15–18. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35382669
- Рубаева З.Б. Художественная литература, как средство формирования у подрастающего поколения патриотизма и культуры межнациональных отношений // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. — 2009. — Т. 15. – № 3. — С. 382–384. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15141527
- Садикова Р.И. Возрастание потребности в эстетическом воспитании в современности // Наука и образование сегодня. – 2019. – №5 (40). — С. 58-59. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37741592
- Храмцов А.Б. О месте чтения в досуге современных студентов (по результатам опроса) // Вестник славянских культур. — 2020. — Т.55. — С. 73–79. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42595901
- Якупова Г.Х. Роль художественной литературы в воспитании студентов // Проблемы современной науки и образования. — 2017. — №28 (110). — С. 50–52. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29851714
Библиографическая ссылка:
Каргаполова Е.В., Дарчук М.Б., Давыдова Ю.А. Художественная литература как средство нравственного воспитания молодежи // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 2. – С.282-292. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.27