Калинина Е.С., Манохина Т.В., Ступаков С.А.
РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ РЕВЕРСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ
DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.19
УДК 378.147
Калинина Е.С.1 (Омск, Россия) — E-mail: ekkalinina@mail.ru, Манохина Т.В.1 (Омск, Россия) — E-mail: mtv-gups@mail.ru, Ступаков С.А.1 (Омск, Россия) — E-mail: stupakov1@yandex.ru
1ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения»
Аннотация. В статье приводится анализ эффективности лекций как одного из видов учебной деятельности студентов в высшем учебном заведении. Целью данной научной работы является определение наиболее актуальной формы проведения лекционных занятий для студентов железнодорожных специальностей. Представлены результаты анализа студенческих конспектов лекций и опроса среди студентов о способах подготовки к занятиям и итоговому контролю. Выявлено, что у большинства студентов из-за их постоянного отвлечения на гаджеты во время лекционных занятий учебный материал присутствует в конспектах в виде обрывочных фраз и не полностью выполненных графических изображений. Вследствие этого для подготовки они используют различные интернет-ресурсы, информация на которых нередко размещается в искаженном виде, не в полной мере отражает сущность темы или включает в себя избыточные сведения, поэтому разобраться в теме слишком сложно. В связи с этим отмечено, что лекции в традиционном формате, когда главным источником информации является преподаватель, для больших студенческих потоков малоэффективны, и возникает необходимость активного применения современных информационных технологий при проведении лекционных занятий. Описан способ модернизации образовательного процесса и адаптации его к способностям студентов путем применения технологии реверсивного обучения. Основной особенностью этой технологии является «переворачивание» образовательного процесса, при котором ознакомление с лекционным материалом осуществляется студентами самостоятельно до начала занятий, а на аудиторных занятиях выполняется обсуждение изученного материала и развиваются практические навыки в ходе проведения лабораторных работ и решения задач. Анализ результатов применения технологии реверсивного обучения при изучении дисциплины «Сопротивление материалов» свидетельствует о повышении уровня знаний студентов и снижении количества неудовлетворительных оценок по итогам экзаменационной сессии.
Ключевые слова: лекция, конспект, мультимедиа технологии, Интернет, гаджет, образовательный процесс, реверсивное обучение, видеолекция.
Литература:
- Башкин М. А. Лекция-визуализация по высшей математике в техническом вузе // Актуальные проблемы преподавания математики в техническом вузе. – 2020. – № 8. – С. 27-32. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44329018
- Быков А. К. Интерактивная лекция как форма учебного занятия в высшей школе // ЦИТИСЭ. – 2017. – № 2 (11). – С. 6. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29461681
- Давиденко Е. С. Активизация лекционной формы обучения в вузе // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 5. – С. 22. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41258120
- Даниленко Л. П. Перспективы развития дистанционного образования в высшей школе / Л. П. Даниленко, Е. Ю. Осипова // Дневник науки. – 2020. – № 3 (39). – С. 14. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42679095
- Дудина М. М. Педагогическая акмеология: теория и практика реверсивного обучения // Акмеология профессионального образования. Материалы 15-й Международной научно-практической конференции. – Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2019. – С. 25-29 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37195243&
- Зайцева О. В. Формирование электронных образовательных ресурсов // Образовательные ресурсы и технологии. – 2016. – № 4 (16). – С. 21-27. DOI: 10.21777/2312-5500-2016-4-21-27
- Камозина О. В. Конспект лекций при изучении математических дисциплин в вузе // Современные проблемы высшего профессионального образования. Материалы научно-методической конференции. – Брянск: Брянская государственная инженерно-технологическая академия, 2015. – С. 197-100 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29399823
- Лапидус Л. В. Особенности проникновения цифровых технологий в жизнь поколения Z: ценности, поведенческие паттерны и потребительские привычки интернет-поколения / Л. В. Лапидус, А. О. Гостилович, Ш. А. Омарова // Государственное управление. Электронный вестник. – 2020. – № 83. – С. 271-293. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44468618.
- Лисина Е. Д. Проблемы внедрения технологии «flipped classromm» в образовательный процесс вуза / Е. Д. Лисина, Е. В. Грязнова, С. М. Мальцева // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2018. – № 7 (33). – С. 247-251. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36529803
- Пиралова О. Ф. Критерии оценки качества подготовки будущих инженеров / О. Ф. Пиралова , Ф. Ф. Ведякин, В. М. Филиппов // Высшее образование сегодня. – 2020. – № 10. – С. 17-21. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44005229&
- Пошехонова В. А. Образовательная гуманитарная технология цифрового поколения // Педагогическое образование в России. – 2018. – № 5. – С. 13-20. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35022137
- Саля И. Л. Информационные технологии при изучении дисциплины «Сопротивление материалов» // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8-1, – С. 148-150. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23727776
- Ступаков С. А. Необходимость применения реверсивных технологий в преподавании / С. А. Ступаков, Е. С. Калинина // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – № 65-3, – С.74-76. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43989562
- Хизбуллина Р. З. Использование дистанционного обучения, как инновационной технологии современной системы образования во время пандемии / Р. З. Хизбуллина, Г. К. Галина, Р. М. Султанова [и др.] // ЦИТИСЭ. – 2020. – № 4 (26). – С. 149-161. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44515737
- Bergmann J., Sams A. Flip your classroom: reach every student in every class every day // International Society for Technology in Education. — Washington: International Society for Technology in Education, 2012. — 112 p. ISBN: 978-1-56484-315-9
- Rocío Martínez-Jiménez, M. Carmen Ruiz-Jiménez. Improving students’ satisfaction and learning performance using flipped classroom // The International Journal of Management Education. – 2020. Vol. 18, Issue 3. – Art.100422. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijme.2020.100422
Библиографическая ссылка:
Калинина Е.С., Манохина Т.В., Ступаков С.А. Реализация технологии реверсивного обучения на лекционных занятиях // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 2. – С.194-202. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.19