ISSN 2409-7616

Ахметгареева Э.В., Ахунов А.Р., Боголюбов А.В., Ижбулатова Э.А., Фатхутдинова Р.Ш.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ»)

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.18

УДК 372.891

Ахметгареева Э.В.1 (Уфа, Россия) — E-mail: akhmetgareeva.elvira@mail.ru, Ахунов А.Р.1 (Уфа, Россия) — E-mail: ahun_84@mail.ru, Боголюбов А.В.1 (Уфа, Россия) — E-mail: alexejbogolyubov@gmail.com, Ижбулатова Э.А.2 (Уфа, Россия) — E-mail: ielv@mail.ru, Фатхутдинова Р.Ш.1 (Уфа, Россия) — E-mail: regishka1503@yandex.ru

1ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»

2Институт развития образования Республики Башкортостан

Аннотация. Усиление работы по профессиональной ориентации подрастающего поколения – это требования современного общества. Школа всегда «снабжала» учащихся знаниями основ наук, знакомила с главными проблемами, стоящими перед нашей страной. В данной статье показаны профориентационные возможности школьного курса географии России. Знакомство с профессиями осуществляется: при работе с текстом учебника, во время проведения практических работ в классе и на предприятии. Программа курса географии позволяет дать учащимся 9 класса значительную информацию о некоторых профессиях, связанных непосредственно с учебным материалом. Это чаще всего такие профессии как: металлист, механизатор, полевод, животновод, электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования, инженер-конструктор. В статье дается подробная информация об отраслях промышленности и знакомство с ними на уроках географии. Учитель должен распределить материал про отрасли промышленности по разделам, чтобы охватить весь объем профессиональной подготовки, который может быть предложен в ходе изучения экономической географии. Делается вывод, что сегодня у учителей географии недостаточно научно-методических рекомендаций по знакомству с профессиями в разных отраслях промышленности нашей страны. Отмечается, что по всем основным направлениям профориентационных возможностей необходимо постоянно обновлять методику обучения в конкретных условиях, которая была бы основной для совершенствования учебного процесса по получению знаний по предмету, в данном случае география. Профориентационное обучение должно обеспечить не только развитие эрудиции, оно призвано обеспечить их социализацию – воспитание всех нужных обществу психических черт учащихся: усидчивости, внимательности грамотности или в целом, приучать их к труду. 

Ключевые слова: профориентация, географические специальности, курсы экономической географии, география в школе.

Литература:

  1. Алексеева М.Е. Возможности географии в профориентации обучающихся // Профессиональное самоопределение: современный аспект. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2020. — С. 26-29. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42779669
  2. Андрюшова Ю.С. Влияние современных тенденций в географической науке на процесс обучения географии в школе // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. — 2006. — № 5. — С. 173-178. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11728117
  3. Ахметгареева Э.В., Нигматуллин А.Ф., Хизбуллина Р.З., Якимов М.С., Янчурин А.М. Знакомство с некоторыми географическими специальностями в процессе обучения географии в школе // ЦИТИСЭ. — 2020. — № 3. — С. 63-74. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44064961
  4. Быстрова Н.В., Казначеева С.Н., Мурыгин Н.С., Пасечник А.С. Профориентационная работа в школах как фактор повышения уровня самоопределения обучающихся // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2019. — № 3. — С. 42-47. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38534641
  5. Гайсин Р.И., Гилемханов И.Р., Хаялеева А.Д. Содержательно-методические аспекты формирования экономико-географической компетентности обучающихся школ на уроках географии // Современные наукоемкие технологии. — 2018. — № 5. — С. 235-239. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35050143
  6. Добржицкий Б.С. Знакомство с профессиями в обучении географии: (Из опыта работы). – М.: Просвещение, 1981. – 62 с.
  7. Дойникова С.Е. Профориентационная направленность школьного курса географии // XXIX Ершовские чтения. Педагогическое образование: вызовы времени. — Ишим: Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова, 2019. – С. 114-116.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38308817
  8. Машкина И.В., Никитина Ю.В., Осадчая Е.В. Роль чтения в формировании географических представлений школьников // Комплексные исследования детства. — 2019. — Т.1, № 3. — С. 232-245. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42948261
  9. Петракова С.В. Социально-экономическая география в школе//Актуальные проблемы науки и образования: прошлое, настоящее, будущее. — Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2012. — С. 93-93. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22392886
  10. Полкова А.С. Профориентационная работа в образовательной организации. Совершенствование профильного обучения и предпрофильной подготовки // Вестник Тогирро. — 2015. — № 2. — С. 61-62. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25644381
  11. Солодкова О.И. Особенности практического компонента в изучении курса экономической географии в средней школе // Моя профессиональная карьера. — 2021. — Т. 1, № 20. – С. 62-68. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44692784
  12. Шимлина (Рябцева) И.В. Анализ возможностей географического образования в профессиональном самоопределении учащихся современной школы // Наука и Школа. — 2017. — №2. — С. 76-82. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29072215
  13. Dutta M. Place of life stories in labour geography: Why does it matter? // Geoforum. — 2016. — Vol.77. —  P. 1-4. DOI: https://doi.org/10.1016/j.geoforum.2016.10.002
  14. Hinde E. Geography matters: Teacher beliefs about geography in today׳s schools // The journal of social studies research. — 2015 — Vol.39. — P. 55-62. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jssr.2014.07.003
  15. Piróg D. To study or not to study geography? The changing motivations behind choosing geography degree programmes by Polish students in the years 1995-2015 // Geoforum. — 2018. — Vol.94. — P. 63-71. DOI: https://doi.org/10.1016/j.geoforum.2018.06.013

Библиографическая ссылка:

Ахметгареева Э.В., Ахунов А.Р., Боголюбов А.В., Ижбулатова Э.А., Фатхутдинова Р.Ш. Формирование профориентационных знаний на уроках географии (на примере изучения курса «География России») // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 2. – С.183-193. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.18